Взаимоотношения как объекты информационной войны

Социальный субъект (личность, нация, социально-демографическая, социально-профессиональная группа) как сложная информационная самообучающаяся система с качественной точки зрения представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей-взаимоотношений системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств, качеств системы при различных внешних и внутренних изменениях.

Именно в нормах и принципах (т.е., в морально-этических законах и общих правилах) построения этих взаимосвязей-взаимоотношений, интегрирующих элементы (компоненты) в систему, сообщающих ей общее, интегральное качество, и отражено знание социальной системы о мире и самой себе. Поэтому проблема защитыличности,социальной группы при враждебном, злоумышленном информационном воздействии - это, прежде всего, проблемазащиты мировоззренческих и морально-этических знаний субъектов и защиты их системных взаимосвязей (личностей, нации, иной социальной группы).

В настоящий момент против человечества ведется глобальная информационная война, берущая свое начало с эпохи «холодной» войны между США и СССР и их союзников. Заметим, что эта война ведется с позиции праволиберального мировоззрения, сформировавшего к настоящему времени англо-саксонскую финансово-праволиберальную транскапиталистическую модель обустройства стран и планеты в целом и соответствующую этой модели систему ценностей образа жизни.

Для осмысления проблем информационной войны и информационной безопасности доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии Криптографии РФ, академик Российской академии естественных наук, действительный член Академии социальных и педагогических наук Расторгуев Сергей Павлович предложит в 2003 г. теорию самозарождающихся и разрушающихся структур (СР-сетей) как самообучающихся систем [69].

В рамках модели СР-сетей уже можно формулировать и доказывать теоремы по поводу возможностей информационных систем в информационной войне. В качестве информационных самообучающихся систем Сергея Павловича фигурируют люди, нации и государства.

При этом он замечает, что кто-то, может быть, возмутится, что человек, нация, государство, человечество в его теории обзываются просто-напросто информационными самообучающимися системами. Введенное обозначение направлено не на унижение человека, который может иногда писаться с большой буквы. Понимать сказанное желательно так: все, на что способен человек, выходя за рамки информационной самообучающейся системы, пока не стало предметом исследования автора.

А много ли этого всего? Информационная самообучающаяся система - это система, поведение которой определяется имеющейся у нее моделью мира, т.е. ее мировоззрением. Достаточно с какой-то целью (например, управление системой) откорректировать модель мира, исказив цели, правила, факты, внедрить эти искажения в систему и система послушно и самостоятельно станет исполнителем чужой воли. Любая подобная модель обязана быть послушна входным данным.

Сегодняшний день характерен тем, что основной объем сообщений человек получает от себе подобных с помощью технических средств, именуемых средствами массовой информации. Это значит, что модели мира, управляющие информационными самообучающимися системами, наполняются содержанием, исходящим не столько от эмпирических объектов, сколько от подобных же абстрактных моделей индивидов, ставших хозяевами СМИ. В результате, общественное сознание, исполняющее функции зеркала мира для данного общества, становится все более и более кривым. Неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведет к гибели общества.

Свою смерть информационная самообучающаяся система носит в себе и никогда с ней не расстается, потому что Самообучение и Смерть не могут быть друг без друга. Ибо все в этом мире конечно и обречено на смерть. И целенаправленное информационное воздействие активизирует существующие «генетические» знания, предназначенные для самоуничтожения системы. Поэтому там, где бессильна логика, на помощь приходит ее отрицание. То, что не удается понять, то измеряется верой или привычкой, а исправляется заклинанием или молитвой.

Проблема информационной войны — это проблема невидимости логики во всем происходящем, это проблема спасения Бога и самого себя.

Любая информационная самообучающаяся система с качественной точки зрения представляет собой структуру - совокупность устойчивых взаимосвязей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств, качеств системы при различных внешних и внутренних изменениях.

Именно в принципах (и нормах, законах) построения этих взаимосвязей-взаимоотношений, интегрирующих элементы (компоненты) в систему, сообщающих ей интегральное качество, и отражено знание системы о мире и самой себе. Поэтому проблема защиты в информационной войне — это проблема защиты знания и защиты системных взаимосвязей. Одно знание вспыхивает подобно озаряющей тьму догадкой и пропадает, теряя свою истинность. Другое знание всегда найдет способ встроиться в более емкие структуры, сохранившись тем самым хотя бы в виде жалкого частного случая.

Почему в эпоху информационных войн во все большем количестве стран возникает демократическая форма правления? Потому, что выборы во власть - это безболезненный и легальный способ захвата победившими чужих ресурсов, ресурсов страны (кадровых, материальных, природных, финансовых, информационных).

И поэтому именно в демократических странах и используются информационные технологии и информационное оружие, производство и применение которого поставлено на конвейер. И страны, ранее не практиковавшие подобный метод определения власти, скорее всего, обречены на поражения в подобного рода информационных войнах.

Общая схема управления во имя таких целей информационными самообучающимися системами (людьми, народами) использует, прежде всего, Хлеб и Зрелища. Поэтому эволюция жизни самостоятельных, не поддающихся усилиям по управлению-подчинению систем — это эволюция арсенала (систем) защиты этихинформационных самообучающихся система. Система защиты мечтает стать абсолютной. Жизнь мечтает победить смерть. А люди, как и все живые существа, это просто солдаты Жизни, вновь и вновь идущие в атаку на «черную дыру» бесконечности бытия.

Сергей Павлович отмечает, что постоянно модифицируемая входными данными СР-сеть представляет собой взаимосвязанную совокупность неделимых элементов (индивидуумов), образуя тем самым структуру, которая несет в себе все знание системы о мире [68;69].

И каждый элемент в этой структуре характеризуется не только своими личностно-индивидуальными функциями, знаниями, порой весьма противоречивыми, но и взаимосвязями с другими элементами.

Для исследования поведения человечества с помощью моделей на базе СР-сетей надо определиться с тем, что является (1) входными данными для данной самообучающейся системы и (2) какое множество операций, выполняется элементами системы.

1. Очевидно, что входные данные включают в себя информацию о природных катаклизмах, о полезных ископаемых, о пище и воде, о врагах и о друзьях.

2. Среди операций возможны следующие: «ничего не делать», «оказать помощь на словах», «оказать помощь на деле», «объявить территорию, территорией своих интересов», «захватить территорию», «напасть на врага», «готовиться к сражению», «отдать часть территории», «продать часть территории», «нанести ракетно-бомбовый удар по суверенному государству без объявления войны», «совершить террористический акт» и т.п.

В результате входные данные, вплотную связанные с климатическими условиями и географическими открытиями, будут приводить к структурным изменениям СР-сети, олицетворяющей собой в данном случае поведение человечества, народа, государства.

Более того, понятие война становится неизбежной операцией в ходе обработки системой входной обучающей выборки. Конечно, отдельно взятое государство может запретить для себя отдельные операции по разным соображениям, но это приведет только к обеднению спектра возможных реакций, а, значит, усложнит систему принятия решений, которые имеет смысл принимать в режиме реального времени.

Для сложной информационной системы, например такой, как человек или нация, информационное воздействие, способное вывести из строя систему, это, прежде всего, активизация таких желаний, мыслей и провоцирование поступков, направленных на саморазрушение.

Так выглядит простейшая модель в самом первом приближении. Безусловно, данная модель может быть уточнена, развита, подправлена множеством ограничений. Например, в качестве источников напряжения, рождающего и уничтожающего нейроны в мозгу человека, можно предложить для рассмотрения психические особенности народа, как функцию природной среды, сформировавшей данный народ именно таким, а не каким-то другим.