Виды цен и методы ценообразования на продукцию и услуги предприятия.
Цена — как денеж выраж стоимости товара
1. по характеру обслуживаемого оборота,где они подразделяются на оптовые и розничные.
2. уровню их утверждения(регулирования), где они подразделяются на регулируемые и свободные цены.
3. По территории действияразличаются единые и региональные (поясные, зональные) цены.
4.Дифференциация цен в зависимости от порядка учета в цене транспортных расходовотражается в системе франкирования цен.
При цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции со склада поставщика до конеч пункта оплачивает покупатель. цена франко-склад потребителя цену вкл все трансп расх. При цене франко-станция отправления все расходы по доставке груза на станцию и погрузке его в вагоны оплачивает поставщик цены франко-станция назначения вкл все трансп расходы по доставке прод до станции назнач.
Цена «франко-вагон станция отправления» означает, что поставщик оплачивает также погрузку в вагоны.
Цена ФОР (англ. FOR - «free on rail» - франко-железная дорога) означает, что продавец должен за свой счет и риск доставить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в вагон; все остальные расходы несет покупатель, т. е. данный вид фактурной цены соответствует отечественной цене «франко-вагон станция отправления». Другие виды цен (ФОБ, КАФ, СИФ) используются при перевозках товаров морским транспортом.Цена ФОБ (англ. FOB - «free on board» - франко-борт) Цена КАФ (англ. CAF - «cost and freight» - стоимость и фрахт) Цена СИФ (англ. CIF -«cost, insurance, freight» - стоимость страхования и фрахт).
Внутрифирменные (трансфертные) цены,
Мировые (экспортные/импортные) цены
В настоящее время используются три основные группы методов ценообразования: затратные; нормативно-параметрические; рыночные (или маркетинговые).
1. Затратные методы
Основные проблемы при использовании затратных методов ценообразования: а) какие издержки учитывать и б) какой норматив рентабельности (долю прибыли) закладывать при расчете цены.
В числе затратных методов выделяют:
• метод полных издержек;
• метод стандартных (нормативных) издержек;
• метод прямых (сокращенных) издержек;
• метод прямых стандартных издержек.
Ценовой метод полных издержек - метод формирования цены на основе всех фактически понесенных затрат, +. П.Метод стандартных (нормативных) издержек. составляются нормативные калькуляции, в которых издержки производства рассчитываются с использованием норм расходования материальных, трудовых и прочих ресурсов и накладных расходов.
Метод прямых (сокращенных) издержек - Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства
Метод прямых стандартных издержек является разновидностью метода прямых издержек и методов стандартных и прямых затрат.
2. Нормативно-параметрические методы. метод удельной цены (стоимости);
• метод корреляционно-регрессивного анализа;
• балловый метод;
• агрегатный метод.
Метод удельной цены (стоимости) величина затрат зависит от одного параметра, определяющего качество и потребительские свойства этой продукции.
Метод корреляционно-регрессивного анализа состоит в определении зависимости цен от нескольких основных параметров качества в рамках соответствующего параметрического ряда товаров.
Балловый метод заключается в использовании экспертных оценок значимости и величины параметров товаров.
Агрегатный метод. Суть метода заключается в том, что цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара.
3. Рыночные (маркетинговые) методыоснованы на анализе спроса и конкуренции на рынке, т. е. на использовании методов маркетинга.
В этой группе методов выделяют:
• метод ценообразования на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Точка безубыточности соответствует безубыточному (бесприбыльному) объему выпуска продукции, при котором выручка от продаж равна затратам на выпуск.
· метод ценообразования на основе оценки спроса и эластичности. В этом случае строится график зависимости спроса (объема предполагаемых продаж) от цены.
· метод ценообразования на основе среднерыночных (текущих) цен.Используют многие средние и мелкие фирмы, в особенности на сложившихся рынках традиционных товаров.
• метод следования за лидером.
• метод тендерного ценообразования, несколько крупных компаний приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов товаров
• метод ценообразования на основе предполагаемой (ощущаемой) ценности товара.потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой («ценность/цена») и сравнивает его с таким же соотношением для аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями.