Государство и право классического средневековья (XI — XV вв.)

 

В 843 г. империя Карла Великого распалась, и в образовавшихся на ее территории странах (Франции, Италии и Германии) раннефеодальная монархия окончательно сменилась сеньориальной. Её черты: дробление раннефеодальных государств на десятки мелких феодальных владений (в Германии — около 300 княжеств), сведение монархической власти к минимуму и бесконечные феодальные войны. Одновременно в Западной Европе формируется классическое средневековое общество.

Самое яркое его воплощение — Франция IX —XIII вв., характерные черты социального и государственного строя которой — сословный строй и резкое ослабление королевской власти.

Французские сословия окончательно оформились уже в IX в. Первое сословие (духовенство) и второе сословие (дворянство) были привилегированными: их представители были освобождены от всех натуральных и денежных повинностей и телесных наказаний. Треть сословие (все остальные подданные французских королей) несло всю тяжесть феодальных повинностей и было ограничено в своих правах. При этом сословная система не совпадала с классовой структурой средневекового французского общества, формирование которой завершилось к Х веку. К этому времени бенефициарии добились превращения своих земельных владений из бенефициев (условной земельной собственности, которой они пользовались пожизненно) в феоды (наследственную земельную собственность). Юридически превращение бенефициев в феоды было оформлено в 877 г. Кьерсейским капитулярием короля Карла Лысого. В результате окончательно сформировался класс феодалов — сеньоров (господ), юридической основой которого была система вассалитета. Экономической базой вассальных отношений стала иерархическая структура земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли считался король, а крупные феодалы (герцоги и графы), получая от него земли, становились его вассалами. При этом последние сами имели вассалов (баронов), которым жаловали земельные владения, а те в свою очередь были сеньорами для шевалье (рыцарей), своих вассалов не имевших. Основную массу третьего сословия составляли крестьяне, которые делились на сервов (крепостных) и вилланов (лично свободных крестьян, обложенных поземельными податями в пользу своих господ). После возникновения в Х в. первых французских городов (от раннесредневековых городов они отличались тем, что были не военно-административными центрами, а центрами ремесла и торговли) началось формирование верхушки третьего сословия — бюргеров (зажиточных горожан).

Главная особенность государственного строя Франции IX — XIII вв. — ослабление королевской власти, характерное для периода сеньориальной монархии. Герцоги и графы считали короля «первым между равными», но на практике нередко были сильнее своего сеньора (у графа Анжуйского в XII в. было в 6 раз больше земли и воинов, чем у короля), уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей и пользовались военной самостоятельностью в своих владениях (имели свою администрацию и суд, чеканили монету, без разрешения короля воевали между собой и т. д.).

Однако уже в XII в. началось постепенное усиление королевской власти. В результате непрерывных войн с Англией, перехода в собственность короля выморочных земель и владений разорившихся графов расширялся королевский домен (земли, которые принадлежали королю не как главе государства, а как честному собственнику-феодалу): к началу XIII в. он вырос в пять раз.

При Филиппе II Августе (1180 — 1223) был проведен ряд реформ, призванных укрепить другую опору королевской власти — бюрократический аппарат. Его органы на местах создавали представители короля, направленные во все провинции. Их усилиями королевский домен был разбит на округа (сенешальства на юге и бальяжи на севере), которыми управляли чиновники — бальи. В их компетенцию входили разбор судебных споров, сбор податей и созыв ополчения. Помощниками бальи были прево и сержанты (секретари). Продолжателем политики Филиппа II стал Людовик IX Святой (1226—1270), который, вступив на престол, заявил: «Во Франции имеется только один король». Ордонансом 1260 г. феодальные войны в королевском домене были запрещены, а за его пределами должны были начинаться только через 40 дней после вынесения спорного вопроса, который был причиной войны, на суд короля. При этом королевский суд (Парижский парламент) стал кассационной инстанцией для сеньориальных судов, а также начал рассматривать самые серьёзные уголовные дела (убийство, разбой, поджог, захват земли и т. п.). В результате был подорван один из главных институтов системы вассалитета — судебный иммунитет феодалов, что создало условия для дальнейшего укрепления королевской власти. Другой её военной опорой стали наемная армия (ее формирование началось после того, как ордонанс 1260 г. разрешил рыцарям откупаться от службы в королевском войске, а полученные от шевалье деньги пошли на вербовку иностранных наемников — пехотинцев) и отряды городов, которые были союзниками центральной власти в ее борьбе с феодальной знатью. Таким образом, к концу XIII в. во Франции были созданы предпосылки для смены сеньориальной монархии сословно-представительной.

В Англии сеньориальная монархия возникла в результате нормандского завоевания 1066 г., но у нее были некоторые особенности, отличавшие её от французской сеньориальной монархии.

Главная из них — быстрое усиление королевской власти.
В Англии в IX — XII вв. сложилась сильная центральная власть, способная обеспечить нормандским баронам-завоевателям длительное господство над англо-сакским крестьянством. Однако при этом бароны были вынуждены заплатить за защиту своих классовых интересов соответствующую цену, пожертвовав частью традиционных феодальных привилегий. Уже первый король этого времени Вильгельм I Завоеватель (1066 — 1087) после подавления восстания англо-саксов в 1069 г., собрав всех нормандских баронов, заставил их принести присягу королю (на континенте бароны по формуле «Вассал моего вассала — не мой вассал» присягали только своим сеньорам — герцогам и графам). При этом к традиционным условиям, которые действовали еще в Нормандии (военная служба королю в течение сорока дней в году, плата монарху при выкупе того из плена, посвящении в рыцари его старшего сына и замужества старой дочери и т. п.), прибавились новые: бароны потеряли право передавать свои земли по наследству без разрешения короля (в связи с тем, что они считались полученными от Вильгельма как часть его военной добычи), а за получение такого разрешения нужно было платить рельеф (налог на наследство). В 1088 г. Вильгельм объявил себя верховным собственником всей земли в государстве, установив, что его вассалы могут получать феоды только во владение (на условиях военной службы королю), что привело к запрещению феодальных войн (воевать теперь можно было только в составе королевской армии). Чуть раньше, в 1086 г. он заставил всех английских феодалов присягнуть быть «верными королю против всех людей», в том числе своих сеньоров, и провел всеобщую перепись населения и принадлежащих ему земель, результаты которой были занесены в «книгу страшного суда». В результате большинство английских крестьян, которые до нормандского завоевания были свободными, превратились в вилланов (крепостных), а развитие английского феодализма ускорилось. При этом большая часть земельного фонда страны (седьмая часть всех возделываемых земель) стала собственностью короля, что было экономической основой усиления его власти. Другой опорой этой власти, как и во Франции, стали города.

Сын Вильгельма Завоевателя Генрих I (1100 — 1135) продолжил дело своего отца, подавив мятеж крупных феодалов в Западной Англии и раздав земли мятежников рыцарям, которые стали главной военной опорой центральной власти. Внук Генриха I Генрих II (1154 — 1189) провел ряд реформ, также способствовавших укреплению королевской власти. В ходе судебной реформы все серьезные уголовные дела (об убийствах, разбое и т. п.) были переданы суду присяжных, усилилась борьба с преступностью (в результате большинство профессиональных преступников были казнены или бежали из Англии), а полномочия королевских судов расширились за счет сеньориальной юстиции. В ходе военной реформы сорокадневная служба вассалов короля в его войске была заменена специальным военным налогом («щитовыми деньгами»), за счет которого создавалась новая, наёмная армия (из солдат, вербовавшихся во Фландрии). В ходе административной реформы была создана сильная система центрального управления: Палата шахматной доски (казначейство), суд королевской курии (высшая судебная инстанция Англии), королевская канцелярия во главе с канцлером и т. д. Таким образом, к концу XII в. в Англии были созданы предпосылки для создания централизованного государства.

Формирование сеньориальной монархии в Германии началось после распада империи Карла Великого (843), когда было создано Восточно-Франкское королевство, в Х в. получившее название Тевтонское государство, а затем королевство Германия. Первым германским королем после прекращения династии Каролингов (911) стал саксонский герцог Генрих I Птицелов. В Тевтонское государство также вошли пять герцогств, входивших раннее в империю Карла Великого (Саксония, Франкония, Швабна, Бавария и Лотарингия), а также присоединенные чуть позже французские, итальянские и славянские земли – Бургундия, Чехия, Австрия и Северная Италия. Последняя была завоевана сыном Генриха I Оттоном I (936 — 973), вторым королем Саксонской династии (919 — 1024). После того, как его армия подавила мятеж итальянских баронов, вассалов римского папы, тот короновал германского короля короной императора (962). В результате возникло самое крупное государство средневековой Западной Европы — «Священная Римская империя германской нации « (962 — 1806).

Однако власть ее императоров была ограничена могуществом курфюрстов (немецких духовных и светских князей). Их сословие сформировалось к ХIII в. и было самой мощной социальной и политической силой Германии. Уже в ХII в. князья получили право чеканить свою монету, взимать таможенные пошлины, собирать налоги, строить крепости, издавать законы, судить всех, кто жил на их земле и т. д. В результате начался процесс формирования независимых от императора княжеств, который особенно быстро шел в Восточной Германии, на завоеванных немцами славянских землях между Эльбой и Одером

Другой причиной ослабления центральной власти в Германии стала затяжная борьба между императорами и папами. Папа Григорий VII (1073 — 1085), изложивший свою политическую программу в документе «Диктат папы», требовал превращения всех европейских монархов в вассалов папы, когда они получают свои государства от него, как лен (условную земельную собственность). Попытка императора Генриха IV (1056—1106) укрепить центральную власть и выйти из-под власти Рима закончилась его отлучением от церкви и восстанием его собственных подданных, освобожденных папой от присяги императору. В итоге в 1077 г. последний вынужден был капитулировать и три дня босиком простоять на снегу у замка Каносса, прося прощения у Генриха VII. Однако «примирение» императора с папой оказалось неполным: последний снял с Генриха отлучение, но отказал в восстановлении его на престол и оставил за собой право вмешиваться в германские дела. Новой победой папства над империей стал Вормский конкордат (договор) 1122 г., по которому императоры потеряли право влиять на выборы епископов, и те превратились в практически независимых от центральной власти князей.

При этом, в отличие от Франции и Англии, центральная власть в Германии не могла опереться на города, так как те оказались полностью подчинены курфюрстам. Последние взимали с горожан огромные подати, жестко регламентировали работу рынков и цехов, душили развитие торговли, запрещали создавать городские коммуны и союзы городов. Поэтому союз горожан с центральной властью не сложился, и она медленно, но верно теряла свои позиции в стране.

В результате в IX — XIII вв. в Германии сформулировался своеобразный государственный строй, сочетавший черты нескольких форм средневековой монархии — раннефеодальной (сильная центральная власть Х — XII вв.), сеньориальной (неуклонно растущее могущество курфюрстов и распад единого государства на практически независимые княжества) и сословно-представительной (появление в XIII в. рейхстага и ландтагов).

C конца XII в. в западной Европе начался переход от сеньориальной монархии к сословно-представительской, черты которой — усиление монархической власти и создание сословно-представительных учреждений (СПУ).

Первое европейское СПУ, кортесы королевства Леон и Кастилия в Испании (объединились в середине XII в.), было создано в 1188 г., но испанская сословно-представительная монархия имела некоторые особенности:

1. Королевская власть в Испании была слабее, чем в Англии и во Франции, т. к. в эпоху Реконкисты (освободительной войны с арабскими завоевателями в XIII — XV вв.) феодальная знать подчинила себе короля.

2. Испанские города были сильнее английских и французских, поэтому их представители играли главную роль в кортесах.

3. СПУ в Испании появились раньше, чем в других европейских странах, и играли большую роль в политической жизни страны.

В Англии формирование сословно-представительной монархии началось в 1215 г., когда была принята Великая хартия вольностей, ставшая основой английской неписаной конституции. Эволюция этого органа в середине XIII в. могла привести к установлению феодальной олигархии немецкого типа или формированию основ демократического государства. Сначала шла реализация олигархического варианта. В 1258 г. мятежные бароны добились от короля передачи власти совету пятнадцати баронов, на базе которого был создан «Бешеный парламент», в который вошли совет пятнадцати баронов и двенадцать баронов, избранных всеми английскими баронами, однако победа баронской олигархии оказалась временной, и началась реализация демократического варианта. В 1265 г. в парламент были включены рыцари и горожане, а с 1295 г. он стал постоянным органом власти («Образцовый парламент»). В 1352 г. парламент был разделен на две палаты — Палату лордов и Палату общин. Места в Палате лордов занимали по наследству (светская знать) или по должности (высшее духовенство). Депутаты Палаты общин избирались (по два рыцаря от графства и два горожанина от города). В XIV — XV вв. права английского парламента заметно расширились:

1. Он контролировал введение новых налогов и государственный бюджет.

2. Палата лордов стала высшей судебной инстанцией, а Палата общин получила право импичмента — привлечения к суду королевских советников (в отношении самого короля действовал принцип неответственности, выраженной формулой «король не может ошибаться»).

3. Английские законы стали принимать в форме биллей (общих правовых актов короля и парламента).

Во Франции формирование сословно-представительской монархии началось в XIV в. Высшим органом сословного представительства в этой стране стали Генеральные штаты, впервые созданные королем Филиппом IV Красивым (1285—1314) в 1302 г. Предшественниками этого органа были расширенные заседания королевского совета (с участием городской верхушки) и провинциальные штаты (собрания представителей сословий в провинциях). Главной особенностью Генеральных штатов стал гораздо более заметный, чем в других западно-европейских странах, сословный принцип их комплектования. Французский средневековый парламент состоял из трех палат, соответствующих трем сословиям: в первой из них заседало духовенство, во второй — дворянство, в третьей — представители верхушки третьего сословия (зажиточные горожане). При этом каждая палата независимо от числа ее депутатов имела только один голос, в связи с чем третье сословие почти всегда оказывалось в меньшинстве, т. к. депутаты от привилегированных сословий легко находили общий язык и успешно защищали свои классовые интересы (охотно давали согласие на введение новых налогов, т. к. сами были от них освобождены и проваливали все предложения третьего сословия обложить налогами духовенство и дворянство). Однако в чрезвычайных ситуациях (неудачной войны, восстания и т. п.) третьему сословию иногда удавалось укрепить свои позиции. Самой важной его победой стал Великий мартовский ордонанс 1357 г., когда депутаты третьего сословия в обмен на согласие заплатить огромный выкуп за короля Карла Доброго, взятого в плен англичанами во время Столетней войны, добились от дофина (наследника престола) ряда уступок: права Генеральных штатов собираться каждые три месяца независимо от воли короля, введения принципа неприкосновенности депутатов, запрещения феодальных войн и незаконной конфискации имущества, включения представителей Генеральных штатов в состав королевского совета и т. д. Но через полтора года борьба Генеральных штатов с дофином закончилась победой последнего: Великий мартовский ордонанс был отменен, а его авторы-депутаты казнены. Это объяснялось тем, что после того, как Генеральные штаты разрешили ввести постоянный прямой налог, ставший главным источником пополнения казны, король перестал нуждаться в этом органе. Позже он сам стал устанавливать налоги и собирать их с помощью постоянно растущего бюрократического аппарата. В результате королевская власть усилилась, что не замедлило сказаться на положении Генеральных штатов, которые с конца XV в. собирались все реже (в XVI – начале XVII вв. их созывали только 5 раз).

Усиление королевской власти и объединение Франции привели к серьезным изменениям в государственном строе этой страны. Главным органом центрального управления стал Государственный совет, контролировавший по указаниям короля все звенья системы управления. Важную роль играла счетная палата, ведавшая финансами. Высшими должностными лицами стали канцлер (второе лицо в государстве после короля, руководивший в его отсутствие государственным советом и составляющий проекты ордонансов), коннетабль (командующий армией), камерарий (казначей) и палатины (министры). Высший судебной инстанцией остался парламент.
В XVI в. была создана прокуратура, члены которой (королевские прокуроры) защищали в судах «интересы короны». В ходе военных реформ на рубеже XVI — XV вв. была создана регулярная армия: сначала пехота из городских бедняков и беглых крепостных (позже их сменили иностранные наёмники — немцы, шотландцы, швейцарцы и др.), затем наемная кавалерия из обедневших рыцарей. Офицерский корпус формировался из дворян. Систему местного управления по-прежнему возглавляли бальи на севере и сенешали на юге, которые ведали сбором налогов и формированием армии, а также выполняли некоторые судебные функции.

В Германии переход от сеньориальной монархии к сословно-представительной был незавершенным: в XIII в. появились сословно-представительные учреждения (рейхстаг и ландтаги), но это не привело к усилению императорской власти и созданию государства.

Центральным сословно-представительным учреждением в этой стране был рейхстаг (общеимперский съезд), впервые созванный императором Фридрихом II (1212—1250) в 1237 г. Он состоял из трех курий (палат) — курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Рыцари, горожане неимперских городов и крестьяне мест в этом сословно-представительном учреждении не получили. Рейхстаг созывался императором два раза в год, и в его компетенцию входил довольно широкий круг вопросов: установление мира между княжествами, организация общеимперских военных походов, отношения империи с другими государствами, в том числе объявление войны и заключение мира, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. Однако власть рейхстага была гораздо слабее, чем власть аналогичных учреждений в других государствах Западной Европы, а сам он был не столько органом сословного представительства, сколько органом представительства вассалов императора: курфюрсты представляли интересы своих практически независимых государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов не избирались, получая места в своей курии по должности.

При этом главным органом центрального управления в Германии был не рейхстаг, а коллегия курфюрстов (князей-избирателей). Ее правовой статус был закреплен «Золотой буллой» 1356 г., которую К. Маркс называл «основным законом немецкого многовластия».
В состав коллегии курфюрстов входили три духовных князя (архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский) и четыре светских (король Чешский, герцог Саксонский, маркграф Браденбургский и пфальцграф Рейнский), которые простым большинством голосов избирали императора, а также имели право судить его и свергать с престола. Главный результат принятия «Золотой буллы» — закрепление феодальной раздробленности Германии, в которой сеньориальная монархия сохранялась гораздо дольше, чем в других странах Западной Европы. Курфюрсты по этому документу получили самые широкие права в своих княжествах (чеканку собственной монеты, собственность на недра своих земель, объявление войны другим княжествам, передачи своего престола по наследству и т. д.).

Одним из последствий принятия «Золотой буллы» стало ослабление власти местных органов сословного представительства — ландтагов, появившихся в XIV в.. Они, как и рейхстаг, состояли из трех курий, представлявших духовенство, дворянство и бюргеров (в некоторых княжествах места в ландтагах получали также свободные крестьяне). В компетенцию этих органов власти входили избрание князя (в случае пресечения правящей династии), некоторые внешнеполитические функции, а также церковные, полицейские, военные и судебные дела (ландтаг был верховным судом княжества). Однако после установления диктатуры курфюрстов ландтаги были полностью подчинены им и утратили самостоятельную политическую роль. Таким образом, в XIII — XIV вв. в Германии сформировался своеобразный государственный строй: де-юре — сословно-представительская монархия с рейхстагом и ландтагами, де-факто — сеньориальная монархия, закрепленная ее «основным законом» — «Золотой буллой» 1356 г. При этом выявилась главная особенность немецкой монархии, получившая полное развитие в XV — XVIII вв., — превращение княжеств в практически независимые государства, когда смена форм средневековой монархии (сословно-представительной и абсолютной) шла не в границах всей империи, а в границах этих княжеств.

В эпоху классического средневековья произошли серьезные изменения в западноевропейском праве. Наряду с его старыми источниками («варварские правды» в Англии, Германии и Северной Франции, римское право — в Южной Франции, Италии и Испании) появились новые — «Ломбардский сборник» в Италии (XII в), «Великие кутюмы Нормандии» во Франции, «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало» в Германии (XIII в).

В процессуальном праве сеньоральные суды вытесняются королевскими. Растет значение высших судов (парламента — во Франции, верховного имперского суда — в Германии). Возникают адвокатуры, прокуратуры и нотариат, в Англии в XII в. появляется суд присяжных. Состязательный процесс в XII — XIII вв. начинает сменяться инквизиционным (окончательно эта новая форма судопроизводства утвердилась в XV — XVIII вв.), черты которого — превращение суда из публичного и устного в тайный и письменный, широкое применение пыток с целью получения «царицы доказательств» (собственного признания обвиняемого), смена свободной оценки доказательств формальной теорией доказательств, для которой характерны особые требования к качеству свидетелей (пол, социальное положение и т. п.) и ограничение их числа до двух-трех человек. Изменился порядок пересмотра переговоров: до XIII в. практиковался поединок осужденного с судьей (не разрешался только приговоренным к смерти), с XIII в. решения сеньориальных судов пересматриваются королевскими судами.

В семейном праве его нормы в средние века определяла и регулировала церковь. Женщины были в неравном положении с мужчинами: жена не могла распоряжаться семейной собственностью, в том числе своим приданным; муж имел право на физическое наказание жены, а мужеубийцы приговаривались к мучительной казни (во Франции и Германии их живыми закапывали в землю, в Англии — сжигали на костре). Возраст вступления в брак был низким
(12 лет для женщин, 14 лет — для мужчин). Внебрачные дети лишались гражданских прав.

 

4. Государство и право позднего средневековья
(XV — XVII вв.).

 

В XV — XVII вв. сословно-представительная монархия Западной Европы превращается в абсолютную монархию, главный признак которой – отсутствие представительных учреждений и концентрация всех 3 ветвей власти в руках монарха. Классический образец абсолютной монархии — французский абсолютизм, который сформировался в XVII в. (при кардинале Ришелье и короле Людовике XIV). Его черты:

1. Установление полного контроля центральной власти над всеми провинциями.

2. Ликвидация городского самоуправления (коммун).

3. Прекращение созыва Генеральных штатов (с 1614 г.).

4. Опора абсолютизма на бюрократию (королевский совет в столице и «интенданты полиции, юстиции и финансов» в провинции») и мощную регулярную армию.

Переход от сословно-представительной монархии к абсолютной привел к серьезным изменениям в социальном и государственном строе Франции. В связи с тем, что западный абсолютизм, в отличие от российского, опиравшегося только на дворянство, лавировал между двумя примерно равными по силе классами, дворянством и буржуазией, последняя стала одной из опор французской абсолютной монархии. Это объяснялось тем, что экономика Франции в XVII — XVIII вв. стала многоукладной: в промышленности главную роль стали играть не мастерские ремесленников, а капиталистические предприятия (мануфактуры), буржуазные отношения (срочная аренда) формировались и в сельском хозяйстве, быстро развивалась внешняя торговля (с древними европейскими странами, с Востоком, с Америкой). Поэтому буржуазия играла все более заметную роль и в экономической, и в политической жизни страны. Но старая феодальная элита (духовенство и дворянство) сопротивлялась стремлению верхушки третьего сословия к власти и пыталась любой ценой сохранить сословный строй, что стало одной из причин Великой Французской революции 1789—1799 гг. В то же время сословный строй не оставался неизменным: в 1626 г. начался снос феодальных замков, значительная часть аристократического «дворянства шпаги» разорилась, и его место заняли выходцы из городской верхушки, получавшие дворянство в результате успешной карьеры на государственной службе («дворянство мантии»), а третье сословие быстро разлагалось на его низы — городских бедняков (будущих бойцов революции санкюлотов) и верхушку — буржуазию (будущего гегемона революции).

Произошли изменения и в государственном строе Франции. Главное из них — сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной, судебной и военной власти в руках короля, которому подчинялись весь центральный завоеванный государственный аппарат, армия, полиция и суд. Ярче всего неограниченность королевской власти проявилась в царствование «короля-солнца» Людовика XIV (1638—1715), девизом которого стала фраза «Государство — это я!». Он лишил Парижский парламент права на ремонстрацию (отмену королевского указа, если тот противоречил старым законам и обычаям) и запретил ему рассматривать дела, касающиеся «государства, администрации и правительства». В результате высшей судебной инстанцией Франции вместо парламента стал король.

Главный орган центрального управления Государственный Совет превратился в высший совещательный орган, которым король руководил лично (он не пропускал ни одного его заседания, даже когда был болен и отдавал указания советникам, лежа в постели). Другими органами центрального управления стали Совет по финансовым делам, Совет депеш (Министерство внутренних дел), Совет сторон (высшая административная инспекция и кассационный суд) и Совет по вопросам совести (ведомство по делам религии). Вакантную роль в системе центрального управления играли генеральный контролер финансов (первый министр) и четыре государственных секретаря (по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора), а также канцлер (глава судебного ведомства), генеральный прокурор и генеральный адвокат.

Произошли изменения и в системе местного управления. Бальи, должности которых обычно занимали представители местной знати, утратили значительную часть своих полномочий, и главную роль в провинциях стали играть «интенданты юстиции, полиции и финансов» (особые уполномоченные королевского правительства), должности которых занимали лица незнатного происхождения. Управляемые ими административно-территориальные единства (интендантства) делились на округа, во главе которых стояли субделегаты, назначаемые интендантами и подчиненные им.

Второй опорой французского абсолютизма после мощного бюрократического аппарата стала самая сильная в Европе регулярная армия, численностью свыше 500 тыс. солдат и офицеров (46 пехотных и 28 кавалерийских полков). Людовик XIV провел военную реформу, в ходе которой наемники-иностранцы были заменены рекрутами из низших слоев третьего сословия, в том числе уголовниками. Однако офицерские должности по-прежнему занимали только дворяне (в 1781 г. этот принцип де-юре закреплен королевским указом).

Английский абсолютизм имел ряд особенностей. Он сформировался раньше французского абсолютизма (в XV — XVI вв.) и сильно отличался от последнего: в Англии не было таких опор абсолютной монархии, как мощной бюрократический аппарат и регулярная армия, а органы сословного представительства (парламент в столице и органы местного самоуправления в графствах и городах), в отличие от Франции, не были уничтожены. Во многом это объяснялось тем, что социальная база абсолютизма, духовенства и дворянства в Англии были слабее, чем на континенте. Большая часть английской знати погибла во время войны Белой и Алой Розы (1455—1485), жертвами которой стали 80 принцев королевской крови и почти все герцоги, графы и бароны (чудом выжили только 25 аристократических семей). Поэтому главной опорой новой династии Тюдоров, пришедшей к власти в результате этой войны, стала обуржуазившееся «новое дворянство» (джентри). Духовенство утратило свои прежние позиции в результате церковной реформы, проведенной в 1533—1534 гг. королем Генрихом VIII (1509—1547), когда английская церковь была подчинена королю, лишилась почти всех своих земель и монастырей (в 1533 г. все они были закрыты). В результате английский абсолютизм, в отличие от французского, носил, по мнению современных ученых, незавершенный характер: в Англии не было ни полной ликвидации сословного представительства, ни мощного военно-бюрократического аппарата, ставшего главной опорой абсолютной монархии на континенте.

Это, однако, не означает, что Тюдоры и сменившие их в начале XVII в. Стюарты не пытались, по примеру французских Бурбонов, создать в Англии сильную абсолютную монархию. Уже на рубеже XV—XVI вв. была создана ее экономическая база (за счет перехода в руки короля земель погибших в войне 1455—1485 гг. феодалов и секуляризации в 1534 г. церковной недвижимости), и создано централизованное государство (распущены отряды феодалов, а английское право стало действовать не только в самой Англии, но и в Шотландии и Уэльсе). В итоге, как и во Франции, король сосредоточил в своих руках всю полноту власти: в 1533—1534 гг. подчинил себе церковь, в 1539 г. получил право единолично издавать ордонансы, имевшие силу законов (в XIV — XV вв. английские законы принимались только в форме биллей — совместных правовых актов короля и парламента), в 1548 г. добился от парламента право на создание регулярной армии и т. д.

Были и попытки создать аналогичные французским бюрократические учреждения, способные стать орудием неограниченной королевской власти. Главным из них стал Тайный совет, в который входили лорд-канцлер, лорд-казначей и другие высшие чиновники. Он контролировал работу всех органов центрального и местного управления, издавал правовые акты (регламенты, инструкции, манифесты, приказы и т. п.), регулировал внешнюю торговлю, управлял колониями, рассматривал некоторые судебные дела.

Одновременно уменьшилась роль другого органа центральной власти — парламента. Он созывался все реже: Генрих VII (1485—1509) за 24 года созывал его всего 7 раз. Елизавета I (1558—1603) за 46 лет — 10 раз. Усилился и контроль короля за формированием обеих палат парламента. В результате английской Реформации 1533—1534 гг. архиепископы и епископы, превратившиеся в королевских чиновников, стали получать свои места в Палате лордов из рук главы государства. Он же лично назначал и светских лордов. Под его контролем оказалось и формирование Палаты общин. Руководившие выборами в графствах шерифы получали личные указания короля о том, кого следует избирать в нижнюю палату парламента. Другим способом контролировать ее состав стало право главы государства давать в ней места малым городам, где ход выборов легко контролировался королевскими чиновниками, а избранные под их присмотром депутаты считались «вполне свободными от малейшего подозрения» вне лояльности. При этом любой не угодный главе государства депутат мог легко потерять свой мандат, так как еще в 1410 г. король получил право аннулировать результаты выборов в его избирательном округе под предлогом их «незаконности». Лишались своего мандата и те депутаты Палаты общин, которые отказывались приносить «присягу верности верховной власти», введенную Елизаветой I. Другим ограничением полномочий этой палаты стало лишение ее депутатов права на избрание спикера, которого при Генрихе VIII стал назначать король. В результате парламент, хотя и не был ликвидирован, как Генеральные штаты во Франции, лишился значительной части своей власти, став послушным орудием Английского абсолютизма.

Другим его орудием были два чрезвычайных суда — Звездная палата и Высокая комиссия. Первая из них была создана в 1487 г. Генрихом VII и сначала была органом борьбы с мятежными феодалами, но затем превратилась в орудие расправы со всеми противниками королевской власти, широко применяя методы инквизиционного судопроизводства, чуждые до того Английской судебной системе. При Елизавете I появился второй чрезвычайный суд, Высокая комиссия, занимавшаяся борьбой с врагами англиканской церкви.

Усилился и контроль центральной власти над системой местного управления. Еще в XIV—XV вв. выборные органы (собрания городов и графств и избираемые ими коронеры и констебли), которые сохранились и в эпоху абсолютизма, были дополнены назначаемыми королем мировыми судьями, которые были наделены полицейскими и судебными полномочиями. В XVI в. практически вся полнота власти на местах была сосредоточена в руках назначаемых королем генерал-лейтенантов, которые руководили местным ополчением, полицией и мировыми судьями. Таким образом, в Англии, как и во Франции, постепенно формировалась одна из опор абсолютной монархии, мощный бюрократический аппарат в центре и на местах, но он был слабее, чем на континенте, так как его всевластие сдерживалось сохранением органов сословного представительства (парламента, собрания городов и графств, самоуправляемых церковных приходов и т. п.).

Слабее, чем во Франции, была и другая опора английского абсолютизма — вооруженные силы, особенно сухопутные. У французского короля была полумиллионная армия, у английского —
в 10 раз меньшая по численности. Впрочем, дело было не столько в количестве английских солдат, сколько в их качестве: когда английские пехотинцы начала XVII в. начинали стрелять из мушкетов, то чаще попадали друг в друга, чем в противника (таланты Робина Гуда при переходе с луков на огнестрельное оружие таинственным образом исчезли). Немногим лучше был английский военный флот, который в XVI — начале XVII вв. не мог противостоять не только голландскому флоту, господствовавшему на Атлантическом и Индийском океанах, но и берберийским пиратам (их базы были на побережье Марокко и Мавритании), которые брали на абордаж торговые суда у самых берегов Англии, а часто и высаживались на эти берега, грабя прибрежные села и поместья.

Главной особенностью германского абсолютизма было то, что он принял форму княжеского абсолютизма, когда абсолютная монархия формировалась не в границах всей страны, как во Франции и Англии, а в границах отдельных княжеств, превратившихся в королевства (Пруссии, Саксонии, Баварии и других), что закрепило феодальную раздробленность Германии, сохранявшуюся до второй половины XIX в. Власть императора Священной Римской империи германской нации распространялась только на земли его домена, не было общих императорских законов, армии, администрации и монеты. Не случайно В. Г. Гегель называл государственный строй Германии XVIII в. «конституированной анархией». Она выражалась в том, что оба высших государственных органах империи, император и рейхстаг, не имели реальной власти. Император избирался коллегией курфюрстов и перед вступлением на престол клялся не вмешиваться во внутренние дела их государств, соблюдать «Золотую буллу», не передавать свою власть по наследству. Деятельность рейхстага, который стал постоянный органом государственной власти только в XIV в., также полностью контролировалась курфюрстами, бюргеры не могли голосовать до тех пор, пока не примут решения князья, а у баронов было всего 4 голоса против нескольких десятков княжеских.

Сильнее была центральная власть в двух самых крупных государствах Германии – Австрии и Пруссии. В последней уже
в XVIII в. были созданы 2 мощные опоры королевской власти — одна из самых сильных в Европе армия (200 тыс. солдат и офицеров на 5 млн чел. населения) и централизованный государственный аппарат. Главным органом центрального управления был Тайный совет, созданный в 1603 г., которому подчинялись директории (министерства) юстиции, иностранных и внутренних дел, а также армия, флот и полиция. После его ликвидации в XVIII в. большинство его полномочий перешли к генеральному военному комиссариату, а директории были объединены в один военно-финансовый орган во главе с президентом (им стал прусский король). Прусский ландтаг, как и общегерманский рейхстаг, хотя и сохранился, но лишился реальной власти, так как попал под контроль ландратов, назначавшихся королем. Городское самоуправление было ликвидировано: выборные городские советы сменились коллегиями магистратов, назначавшихся королем. В результате в Пруссии было создано военно-полицейское государство, основными чертами которого были всевластие военщины и бюрократии, строгая цензура, мелочная опека всех сторон жизни подданных (запрет женщинам пудриться, носить модные платья и т. п.). Однако при короле Фридрихе II (1712—1786) политический режим в этом государстве несколько смягчился: были отменены пытки (1764), проведены некоторые буржуазные реформы (судебная и др.) и декларирован переход от военно-полицейского государства к «пресвященному абсолютизму». В Австрии централизация проводилась в более мягкой форме, чем в Пруссии: сохранились сеймы (сословные собрания), которые избирали наместников провинций (Чехии, Венгрии и др.), а также выборные городские управы и бургомистры. В конце XVIII в. здесь также началась политика «просвещённого абсолютизма»: была отменена барщина и ограничены другие феодальные повинности крестьян, получивших личную свободу, ослаблена цензура и т. д.

Формирование испанского абсолютизма началось после объединения Кастилии и Леона с Арагоном в 1479 г. (в результате династического брака наследницы кастильского престола Изабеллы и наследника арагонского престола Фердинанда в 1469 г.), но испанская абсолютная монархия сильно отличалась от французской и английской, так как она была ближе к восточной деспотии, чем к западному абсолютизму. К. Маркс характеризовал эту особенность испанского абсолютизма так: «…абсолютная монархия в Испании, имеющая лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы, вообще должна быть приравнена к азиатским формам правления. Испания, подобно Турции, осталась скоплением дурно управляемых республик с номинальным сувереном во главе».

Другие особенности испанского абсолютизма:

1. Получив в результате конкисты (завоевания испанскими колонизаторами Центральной и Южной Америки в первой половине XVI в.) американское золото, королевская власть усилилась, так как уже не зависела от городов и сумела подкупить дворянство. Поэтому в XVI в. началось наступление на испанские сословно-представительные учреждения (в 1521 г. было ликвидировано городское самоуправление, в 1539 г. из кортесов вышли депутаты от духовенства и дворянства, что означало конец сословно-представительной монархии в Испании).

2. Роль кортесов, в которых после 1539 г. господствовали горожане, не только не упала, но и усилилась (в 1573—1664 гг. кортесы работали по 8 месяцев в году и санкционировали около 50% доходов испанской казны).

3. В отличие от французского и английского абсолютизма испанский абсолютизм не способствовал, а препятствовал развитию торговли и промышленности, что было результатом изгнания из Испании евреев и арабов (евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., арабы — в 1502 г.), а также установления дворянской монополии на овцеводство, производство шерсти и внутреннюю торговлю.

4. Гораздо большую роль, чем в других европейских странах, играла бюрократия (на 5 испанцев — 1 чиновник).

5. Реакционную роль играло испанское духовенство (на 8 млн чел. населения Испании—200 тыс. священников и 100 тыс. монахов). В результате Испания, ставшая в начале XVI в. мировой сверхдержавой, к началу XIX в. превратилась в третьеразрядное государство.

В эпоху абсолютизма в Западной Европе окончательно сложились особенности средневекового уголовного права:

1. Появился самый крупный его памятник — «Каролина» (1532), которая отменила некоторые криминальные дворянские привилегии (арест с целью получения выкупа, захват потерпевшего крушение корабля, опрокинувшегося воза и т. п.), но сохранила пытки и средневековые казни (сожжение, четвертование, колесование, погребение заживо, распятие на кресте, разрывание на части, вливание в горло расплавленного металла и т. п.).

2. Главной целью наказания стало устрашения, поэтому казни были мучительными и публичными.

3. В XV—XVI вв. появился новый вид наказания — ссылка на галеры (с XVIII в. заменена каторжными работами в портах).

4.Тюремное заключение стало наказанием только в XVI в.

5.Уголовное право широко применялось для решения экономических и религиозных проблем. Пример — «кровавые законы» в Англии XVI в. (при Генрихе VIII там было повешено 70 тыс. «упрямых нищих», при Елизавете I – 19 тыс.) и массовые казни эпохи Реформации (в XVI в. в Англии сожгли 50 тыс. католиков, в Нидерландах – 25 тыс. протестантов).