АНАТОМИЯ Часть С

С3. В чём состоит роль слюны в пищеварении? Какие рефлексы обеспечивают слюноотделение и при каких условиях

Элементы ответа: 1) слюна содержит ферменты, которые расщепляют крахмал, а также вещества, формирующие пищевой комок для глотания; 2) безусловно-рефлекторное слюноотделение возникает при раздражении рецепторов ротовой полости; 3) условно-рефлекторное слюноотделение возникает в ответ на раздражения зрительного, обонятельного, слухового анализаторов

C1. Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека после напряжённой физической работы возникает чувство боли.

Элементы ответа: 1) при напряжённой физической работе в клетках мышечной ткани возникает недостаток кислорода; 2) происходит гликолиз, в результате которого накапливается молочная кислота, которая вызывает эти симптомы.

С3. Укажите, какие конечные продукты обмена веществ образуются в организме человека и через какие органы они удаляются.

Элементы ответа: 1) конечные продукты азотистого обмена веществ (мочевина, мочевая кислота), вода, минеральные соли удаляются через органы мочевыделения; 2) через потовые железы кожи удаляются вода, минеральные соли, частично продукты азотистого обмена; 3) пары воды и углекислый газ удаляются органами дыхания.

C1. Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.

Элементы ответа: 1) в зрелых эритроцитах отсутствует ядро, где располагаются молекулы ДНК - носители наследственной информации; 2) отсутствие ДНК делает невозможным синтез иРНК и тРНК, которые участвуют в синтезе белков

С2. Определите, какая кость на рисунке обозначена знаком «X». Укажите, к какому отделу скелета ее относят? Какую роль выполняет этот отдел

Элементы ответа: 1) кость - лопатка; 2) входит в состав плечевого пояса, или пояса верхних конечностей; 3) создает опору свободной верхней конечности, соединяет её с туловищем; 4) обеспечивает подвижность верхней конечности

С4. У позвоночных в процессе эволюции изменялся орган слуха. В какой последовательности формировались его отделы у позвоночных животных различных классов?

Элементы ответа: 1) у рыб сформировано внутреннее ухо; 2) у земноводных и пресмыкающихся имеются внутреннее и среднее ухо; 3) у млекопитающих - внутреннее, среднее, наружное ухо.

С2. Рассмотрите рисунок Определите, что изображено под цифрами 1 и 2? Какую роль выполняют эти структуры в суставе? Ответ поясните.

1) 1- Суставная сумка; 2- суставные поверхности, покрытые хрящом

2) Суставная сумка обеспечивает прочность сустава, удерживает кости

3) Суставные поверхности обеспечивают скольжение костей (подвижность)

С2. Назовите структуры сердца человека, обозначенные цифрами. Укажите их функции

Элементы ответа: 1) 1- мышечная стенка желудочков, 2 - клапаны

2) при сокращении стенки желудочков кровь выталкивается в сосуды кругов кровообращения

3) клапаны обеспечивают движение крови только в одном направлении

С3. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции поджелудочного сока и в чем состоит гуморальная регуляция этого процесса. Какова роль этого сока в пищеварении?

Элементы ответа: 1) центр расположен в продолговатом мозге

2) гуморальная регуляция обусловлена веществами, поступающими в кровь при расщеплении пищи

3) поджелудочный сок содержит ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы пищи на их мономеры, которые могут усваиваться клетками организма

С2. К какой системе органов относятся органы человека, изображенные на рисунке. Назовите их, какую роль они играют в организме?

Элементы ответа: 1) выделительная система (мочевыделительная)

2) почки – фильтруют кровь, удаляют из нее вредные продукты обмена веществ, участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды

3) мочеточник – выводит мочу в мочевой пузырь

С3. Какие функции выполняет каждый отдел органа слуха человека?

Элементы ответа: 1) наружное ухо улавливает и направляет звук; 2) среднее ухо передаёт и усиливает звук; 3) внутреннее ухо - раздражаются слуховые рецепторы и возникают нервные импульсы

С2. Назовите камеры сердца человека, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Какая кровь, в них находится и в какие сосуды поступает во время сокращения сердца?

Элементы ответа: 1)1- правый желудочек, кровь венозная; 2) кровь поступает в лёгочную артерию; 3)2- левый желудочек, кровь артериальная; 4) кровь поступает в аорту.

С2. Рассмотрите изображённые на рисунке клетки организма человека под цифрами 1 и 2. Определите, к каким типам тканей их относят. В результате чего клетки с одинаковым генотипом при формировании организма приобретаю различную специализацию?

Элементы ответа: 1) 1 - эпителиальная; 2) 2 - гладкая мышечная; 3) при образовании тканей происходит специализация клеток. В них при одинаковых генотипах активны различные гены, поэтому клетки различны по строению и выполняемым функциям

С3. Назовите не менее трёх функций, которые выполняет скелет наземных позвоночных животных.

Элементы ответа: 1) защищает внутренние органы от повреждений; 2) выполняет функции опоры и движения; 3) участвует в кроветворении и обмене веществ.

С1. Люди многих профессий в течение всего рабочего дня неподвижно стоят на ногах, поэтому у них часто развивается профессиональное заболевание – расширение вен нижних конечностей. Объясните, с чем это связано.

Элементы ответа: 1) при длительном стоянии нарушается отток крови из вен;

2) не происходит сокращения мышц нижних конечностей, которые способствуют сокращению стенок вен и передвижению крови вверх

С2. Определите, какая кость на рисунке обозначена знаком «?». Укажите, укажите, к какому отделу скелета ее относят? Перечислите значения этого отдела скелета.

Элементы ответа: 1) кость – ключица

2) пояс верхних конечностей или плечевой пояс

3) создает опору верхним конечностям, соединяет верхние конечности и туловищем

4) обеспечивает подвижность свободной верхней конечности

С3. Где расположены центры пищевой регуляции желудочного сока в организме человека? Как осуществляется безусловнорефлекторная и условнорефлекторная регуляция процессов пищеварения?

Элементы ответа: 1) безусловнорефлекторный центр находится в продолговатом мозге. Условнорефлекторный – в КБП ГМ

2) безусловнорефлекторный центр обеспечивает отделение желудочного сока при попадании пищи в ротовую полость и желудок

3) Условнорефлекторное выделение желудочного сока происходит при виде, запахе, мысли о еде


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ Часть С

С2. Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков

Элементы ответа: 1) эволюционный ряд предков современной лошади называют филогенетическим рядом; 2) удлинение конечностей; 3) сокращение числа пальцев до одного; 4) образование копыта.

С4. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.

Элементы ответа: 1) увеличивается разнообразие условий среды, обеспечивающих размножение и развитие особей вида; 2) расширяются возможности питания, улучшения кормовой базы; 3) ослабевает внутривидовая конкуренция.

С2. При сравнительном исследовании клеток поджелудочной железы и скелетной мышцы было обнаружено различие в процентном содержании структур аппарата Гольджи. Объясните эти различия исходя из его функции.

Элементы ответа:

1) аппарат Гольджи накапливает синтезированные в клетке продукты, упаковывает их и обеспечивает выведение;

2) в клетках поджелудочной железы, в отличие от клеток скелетной мышцы, синтезируются и выделяются пищеварительный сок и гормоны, поэтому в них процентное содержание аппарата Гольджи выше.

С4. Какими преобразованиями в строении и жизнедеятельности сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши? Приведите не менее трёх изменений.

Элементы ответа: 1) сухая ороговевшая кожа без желёз, препятствующая потере воды; 2) размножение не связано с водой (внутреннее оплодотворение, развитие зародыша в яйце с плотными яйцевыми оболочками); 3) прогрессивное развитие органов дыхания, выделения и кровообращения.

C1. Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека после напряжённой физической работы возникает чувство боли.

Элементы ответа: 1) при напряжённой физической работе в клетках мышечной ткани возникает недостаток кислорода; 2) происходит гликолиз, в результате которого накапливается молочная кислота, которая вызывает эти симптомы.

С3. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трёх признаков

Элементы ответа:

1)в клетке бактерий отсутствует оформленное ядро;

2) генетический материал бактериальной клетки представлен кольцевой молекулой ДНК;

3) в клетках бактерий отсутствуют мембранные органоиды

С4. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Элементы ответа: Фотосинтезирующие организмы обеспечили: 1) преобразование энергии Солнца, синтез органических веществ из неорганических, питание гетеротрофов; 2) накопление кислорода в атмосфере, что способствовало появлению кислородного типа обмена веществ; 3) появление озонового слоя, защищающего организмы от ультрафиолетового излучения, что обеспечило выход организмов на сушу.

С1. В XVIII веке английский ученый Д. Пристли провёл опыт. Он взял два одинаковых стеклянных колпака. Под первый колпак он поместил мышь, а под второй - мышь с комнатным растением. Объясните, почему спустя некоторое время первая мышь под стеклянным колпаком погибла, а вторая продолжала жить.

Элементы ответа: 1) первая мышь погибла из-за недостатка кислорода и избытка углекислого газа, выделенного при дыхании; 2) комнатное растение в процессе фотосинтеза поглощало углекислый газ и выделяло кислород, необходимый для дыхания обоих организмов, поэтому вторая мышь продолжала жить.

С4. Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее трёх примеров.

Элементы ответа: 1) дифференциация тканей: механическая, проводящая, покровная; 2) появление вегетативных органов, обеспечивающих жизненные функции; 3) независимость процесса полового размножения от воды.

C1. Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.

Элементы ответа: 1) в зрелых эритроцитах отсутствует ядро, где располагаются молекулы ДНК - носители наследственной информации; 2) отсутствие ДНК делает невозможным синтез иРНК и тРНК, которые участвуют в синтезе белков.

С3. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трёх признаков.

Элементы ответа: 1) наличием различных тканей, развитием вегетативных и генеративных органов; 2) размножением семенами, независимостью оплодотворения от наличия воды; 3) преобладанием спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития.

С4. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина?

Элементы ответа: 1) благодаря наследственной изменчивости популяция становится неоднородной и возникают новые признаки; 2) в результате борьбы за существование происходит отбор организмов с этими признаками; 3) естественный отбор сохраняет особи с полезными наследственными изменениями, обеспечивая формирование приспособленности к определённым условиям.

С1. Биологическое окисление в организме человека сходно по химическому процессу с сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие вещества окисляются в организме человека и какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов?

Элементы ответа: 1) в организме человека биологическому окислению подвергаются органические вещества (белки, жиры, углеводы); 2) в результате их окисления, как и при горении, образуются углекислый газ и вода.

С1. Огородник –любитель посеял самоопыляющийся гетерозиготный сорт огурцов и собрал очень высокий урожай. На следующий год при посеве из семян, взятых из полученного урожая, он собрал урожай значительно меньше, хотя выращивал растения в тех же условиях. Объясните, почему.

Элементы ответа: 1) новые гетерозиготные сорта - это гибриды с гетерозисным эффектом

2) при посеве гетерозисных форм происходит расщепление признаков, доля гетерозигот сокращается, а доля гомозигот увеличивается, поэтому общая масса собранного урожая снижается

С4. На примере паразитических ленточных червей докажите, что они развиваются по пути биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств

Элементы ответа: 1) среди паразитических ленточных червей наблюдается видовое многообразие

2) они характеризуются высокой степенью приспособленности к обитанию в телах различных организмов (крючки, присоски, устойчивость к перевариванию)

3) их большая численность обусловлена уровнем плодовитости

4) широкое распространение обеспечивается миграцией организмов-хозяев

С4. Какие социальные факторы антропогенеза способствовали эволюции человека? Назовите не менее 3-х факторов.

Элементы ответа: 1) трудовая деятельность

2) общественный образ жизни, использование опыта предыдущих поколений

3) развитие речи, абстрактного мышления, возникновение письменности

С4. Объясните, почему нередко в природе непроточные пресные водоёмы превращаются в болото.

Элементы ответа:

1) вследствие недостатка кислорода часть отмерших растений оседает на дно, не подвергаясь гниению;

2) водоёмы постепенно мелеют за счёт накопления отмерших растений, а водная растительность перемещается к центру водоемов;

3) сочетание богатой органики из отмерших растений и обмеления приводит к усилению полуводной растительности, и происходит заболачивание.

С4. Раскройте роль растений в историческом Приведите не менее четырёх значений.

Элементы ответа: 1) обеспечили преобразование солнечной энергии, создание органических веществ и питание гетеротрофных организмов;

2) обеспечили накопление в атмосфере кислорода и появление аэробных организмов;

3) способствовали формированию озонового слоя, что обеспечило выход организмов на сушу;

4) участвовали в образовании почвы, торфа, полезных ископаемых, выполняют средообразующую функцию.

С1. У людей с серповидно-клеточной анемией образуется аномальный гемоглобин, что приводит к образованию изменённых эритроцитов. О каком виде мутаций идет речь? Ответ обоснуйте.

Элементы ответа: 1) серповидно-клеточная анемия вызвана генной мутацией; 2) происходит изменение последовательности аминокислот в гемоглобине, что связано с нарушением структуры гена, кодирующего первичную структуру молекулы гемоглобина

С4. В процессе эволюции у организмов сформировались различные приспособления к среде обитания. Каково их значение и в чем проявляется относительный характер приспособленности? Ответ поясните примером.

Элементы ответа: 1) приспособленность помогает организму выжить в тех условиях, в которых она сформировалась под действием движущих сил эволюции; 2) любая черта приспособленности полезна организму для жизни в определённых условиях, в изменившихся условиях приспособленность становится бесполезной и даже вредной -в этом проявляется относительный характер приспособленности; 3) любой пример (сезонное изменение окраски зайца-беляка).

С1. Почему в ходе естественного отбора не выбраковываются все вредные генные мутации? Каково значение этих мутаций для эволюции?

Элементы ответа: 1) многие генные мутации являются рецессивными и сохраняются в генофонде популяций в гетерозиготных организмах; 2) при изменении условий внешней среды некоторые ранее вредные рецессивные мутации могут оказаться полезными, и их носители получат преимущество в борьбе за существование, в результате этого может образоваться новый вид.

С1. К каким глобальным изменениям на планете может привести массовое уничтожение лесов? Приведите не менее трёх примеров.

Элементы ответа: 1) к изменению состава воздуха, содержания углекислого газа и кислорода в атмосфере, парниковому эффекту;

2) к уменьшению биоразнообразия;

3) изменение водного режима почвы приводит к сё эрозии, иссушению и опустыниванию.

С4. В открытых пространствах степей и прерий разных континентов в прошлом паслись стада разных видов травоядных: бизонов, антилоп, диких туров, диких лошадей. Какие причины привели к сокращению численности и полному исчезновению некоторых видов к настоящему времени?

Элементы ответа: 1) естественные пространства степей и прерий превращались в сельскохозяйственные угодья

2) сокращение естественных мест обитания привело к резкому снижению численности диких животных

3) часть животных была уничтожена охотой

С1 К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары на территории России?

Элементы ответа: 1) полное исчезновение некоторых видов растений и животных

2) изменение структуры биоценоза, нарушение облика ландшафта

С4. В отдельные годы в природе наблюдаются вспышки численности насекомых-вредителей. Какие биотические факторы могут уменьшить их численность? Приведите не менее 3-х факторов.

Элементы ответа: 1) Увеличение численности насекомоядных птиц

2) Увеличение численности паразитов насекомых

3) внутривидовая и межвидовая конкуренция за пищу и убежища


С5.

1. Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.

Схема решения задачи включает:

1) энергия солнечного света преобразуется в энергию возбуждённых электронов хлорофилла;

2) энергия возбуждённых электронов преобразуется в энергию макроэргических связей АТФ, синтез которой происходит в световую фазу (часть энергии используется для образования НАДФ-2Н);

3) в реакциях темновой фазы энергия АТФ превращается в энергию химических связей глюкозы, которая синтезируется в темновую фазу.

2. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГЦЦГЦТААТТЦАТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК УГЦГТЦГАУУААГУА;

2) нуклеотидная последовательность антикодона ГАУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ЦУА;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Лей, которую будет переносить данная тРНК.

3. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) перед началом мейоза число молекул ДНК - 56, так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется - их 28;

2) в анафазе мейоза I число молекул ДНК 56, число хромосом - 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы;

3) в анафазе мейоза II число молекул ДНК - 28, хромосом - 28, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды- хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза

4. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААТТГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УГЦЦАУУААЦГАУАГ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона УАА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АУУ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Иле, которую будет переносить данная тРНК.

5. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АЦГГТААААГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УГЦЦАУУУУЦГАУАГ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона УУУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ААА; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Лиз, которую будет переносить данная тРНК.

6. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК - АЦГГГУААГЦААУГЦ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ААГ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК УУЦ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Фен, которую будет переносить данная тРНК

7.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза, в метафазе и в конце телофазы. Поясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа молекул ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) перед началом митоза число молекул ДНК – 56, т.к. они удваиваются, а число хромосом не меняется - 28

2) в метафазе митоза число ДНК – 56, хромосом 28, хромосомы располагаются в плоскости экватора, нити веретена деления соединены с цетромерами

3) в конце телофазы митоза образуется 2 ядра, в каждом ядре число ДНК – 28, хромосом – 28. далее образуется 2 клетки с набором хромосом идентичным исходной материнской клетке

8. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев, спор, заростка папоротника. Объясните, как формируется набор хромосом в каждом случае.

Схема решения задачи включает:

1) в клетках листа папоротника диплоидный набор хромосом 2n, т.к. взрослое растение папоротника является спорофитом и развивается из оплодотворенной яйцеклетки

2) в споре папортника гаплоидный набор хромосом – n, т.к. споры образуются в результате мейоза, поэтому набор хромосом в 2 раза меньше

3) в клетках заростка гаплоидный набор хромосом – n, т.к. заросток развивается из гаплоидной споры

9. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня перед началом митоза, в анафазе и в конце телофазы митоза. Поясните, какие процессы происходят в эти фазы и как они влияют на изменение числа молекул ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) перед началом митоза число молекул ДНК – 56, т.к. они удваиваются. А число хромосом не изменяется – 28.

2) В анафазе митоза число молекул ДНК – 56, хромосом – 56. К полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы, поэтому общее число хромосом в клетке увеличивается в 2 раза

3) в конце телофазы митоза образуются 2 ядра, число молекул ДНК – 28, хромосом – 28, далее образуется 2 клетки с набором хромосом идентичным материнской клетке

10. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в метафазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) перед началом мейоза число молекул ДНК - 56, так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется - их 28;

2) в метафазе мейоза I число молекул ДНК - 56, число хромосом - 28, гомологичные хромосомы попарно располагаются над и под плоскостью экватора, веретено деления сформировано;

3) в метафазе мейоза II число молекул ДНК - 28, хромосом - 14, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы располагаются в плоскости экватора, веретено деления сформировано.

11. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК следующую последовательность нуклеотидов: АЦГ-ЦГА-ЦГТ-ГГТ-ЦГА Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните.

Схема решения задачи включает: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: УГЦ-ГЦУ-ГЦА-ЦЦА-ГЦУ; 2) нуклеотидная последовательность антикодона - ГЦА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ЦГУ; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота Apr, которую будет переносить данная тРНК.

12.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в конце профазы мейоза I и в конце телофазы мейоза I. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) перед началом мейоза число молекул ДНК - 56, так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется - их 28;

2) в профазе мейоза I число молекул ДНК 56, число хромосом - 28, хромосомы спирализованы, гомологичные хромосомы попарно соединяются и образуют биваленты, происходит конъюгация и кроссинговер;

3) в телофазе мейоза I число молекул ДНК - 28, число хромосом - 14, происходит редукционное деление, образуются 2 клетки с гаплоидным набором хромосом, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид.

13. Какой хромосомный набор характерен для листьев растения мха кукушкина льна, его гамет и спорогона (коробочки на ножке). Объясните результат в каждом случае

Схема решения задачи включает:

1) в листьях – гаплоидный набор хромосом – n, т.к. взрослое растение развивается из гаплоидной споры

2) гаметы – гаплоидны – n, т.к. развиваются на взрослом растении путем митоза

3) спорогон – диплоидный – 2n, т.к. развивается из зиготы


С6

1. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

Схема решения задачи включает:

1) первое скрещивание генотипы родителей: норма: BBVV x bbvv

гаметы:BV bv

потомство: BbVv;

2) второе скрещивание генотипы родителей: BbVv х BbVv

гаметы: BV, bv BV, bv

потомство: 75% BBVV и BbVv, 25% bbvv;

3) гены сцеплены, кроссинговер не происходит. Проявляется закон сцепленного наследования признаков Моргана.

2. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) — над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: Р самка -AaBb x самец –Aabb

гаметыG AB, Ab, aB, ab Ab, ab

2) потомство: F1: 2 серые рогатые - АаВЬ, 2 серые комолые - Aabb, 1 чёрная рогатая — ааВЬ, 1 чёрная комолая - aabb;

3) в потомстве гомозиготные серые комолые овцы AAbb, ААВЬ отсутствуют в результате гибели эмбрионов. Проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

3. Группа крови и резус-фактор - аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена - i°, IA, IВ. Аллели IА и IB доминантны по отношению к аллелю i°. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i°, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) - два доминантных аллеля IA IB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.

У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери - вторая группа и положительный резус (дигетерозигота). Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус-фактор. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: матери - IAi°Rr, отца — i°i°rr

гаметы IAR, IAr, i°R, i°r, i°r;

2) потомство: вторая группа, резус положительный - IAi°Rr; вторая группа резус отрицательный - IAi°rr; первая группа резус положительный — i°i°Rr; первая группа резус отрицательный i°i°rr

3) проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

4. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) -над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с чёрным рогатым (гомозигота) самцом? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: Р самка-AaBb x самец – ааВВ

гаметы G AB, Ab, aB, ab аВ

2) потомство F1: серые рогатые - АаВВ, АаВЬ, чёрные рогатые -ааВВ, ааВЬ;

3) проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

5. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) -над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с серым рогатым самцом, гомозиготным по второму признаку? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: Р самка-AaBb x самец-АаВВ

гаметы G AB, Ab, aB, ab AB, аВ

2) потомство Fi: серые рогатые - АаВВ, АаВЬ, чёрные рогатые -ааВВ, ааВЬ;

3) гомозиготные серые рогатые ААВВ, ААВЬ отсутствуют в результате гибели эмбрионов. Проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.

6. У канареек сцепленный с полом ген ХВ определяет зеленую окраску опрения, Хb – коричневую. У птиц гомоаметный пол – мужской, гетерогаметный – женский, наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А). Зеленого хохлатого самца скрестили с коричневой без хохолка самкой. В потомстве оказались хохлатые зеленые, хохлатые коричневые, без хохолка зеленые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей и потомства, соответствующие им фенотипы, определите возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Схема решения задачи включает:

1) Р: ♀ аа Хb У х ♂ Аа ХВ Хb

G: а Хb; а У АХВ; А Хb; а ХВ; а Хb

2) Генотипы и фенотипы потомства:

Аа ХВ Хb - ♂ зеленый хохлатый

Аа Хb Хb - ♂ коричневый хохлатый

аа ХВ Хb - ♂ зеленый без хохолка

аа Хb Хb - ♂ коричневый без хохолка

Аа ХВУ - ♀ зеленая хохлатая

Аа ХbУ - ♀ коричневая хохлатая

аа ХВУ - ♀ зеленая без хохолка

аа ХbУ - ♀ коричневая без хохолка

3) проявляется закон независимого наследования и наследования признаков, сцепленных с полом

7. У канареек сцепленный с полом ген ХВ определяет зеленую окраску опрения, Хb – коричневую. У птиц гомоаметный пол – мужской, гетерогаметный – женский, наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А). Хохлатого коричневого самца скрестили с зеленой самкой без хохолка. В потомстве все самки были с хохлом и без хохла коричневыми, а все самцы с хохлом и без хохла – зелеными. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, какие законы наследования проявляются. Составьте схему решения задачи.

Схема решения задачи включает:

1) Р: ♀ааХВУ х ♂АаХbХb

G: аХВ аУ АХb аХb

2) F1: АаХВХb – ♂хохлатый зеленый

ааХВХb - ♂без хохла зеленый

АаХВУ - ♀хохлатая коричневая

ааХВУ - ♀без хохла коричневая

3) проявляется закон независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования

8. У канареек сцепленный с полом ген ХВ определяет зеленую окраску опрения, Хb – коричневую. У птиц гомоаметный пол – мужской, гетерогаметный – женский, наличие хохолка – доминантный аутосомный признак (А). Хохлатого коричневого самца скрестили с зеленой самкой без хохолка. Все потомство оказалось хохлатым, но все самки коричневые, а самцы – зеленые. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Какие закономерности наследования проявляются в данном случае. Составьте схему решения задачи.

Схема решения задачи включает:

1) Р: ♀ааХВУ х ♂ ААХbХb

G: аХВ; аУ АХb

2) F1 АаХВХb - ♂хохлатый зеленый

АаХbУ - ♀ хохлатая коричневая

3) проявляются законы независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования признаков

9. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей, потомком 1,6, 7 И объясните формирование их генотипов.

Схема решения задачи включает:

1) признак рецессивный, сцеплен с полом (Х-хромосомой), так как проявляетеся только у мужчин и не в каждом поколении;

2) генотипы родителей: отец – XаY, мать – XА XА , дочь 1 –XА Xа носитель гена, так как наследует Ха -хромосому от отца;

3) дети: дочь 6 XА XА или XА Xа, сын 7 XаY, признак проявился, так как наследуем Ха -хромосому от матери.

10. У собак черпая шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношёрстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 щенка чёрных короткошёрстных, 3 щенка чёрных длинношёрстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: Р самка - AABb x самец –aabb

гаметы G АВ, Ab, ab;

2) потомство F1: чёрные короткошёрстные - Aabb, чёрные длинношёрстные - АаВЬ;

3) если при анализирующем дигибридном скрещивании в потомстве появляются 2 фенотипические группы в соотношении 1:1, то самка с доминантным фенотипом гетерозиготна по признаку длины шерсти

11. У канареек сцепленный с полом ген XВ определяет зеленую окраску оперения, а Xb - коричневую. У птиц гомогаметный пол - мужской, а гетерогаметный — женский. Наличие хохолка - доминантный аутосомный признак А. Зелёного хохлатого самца скрестили с коричневой без хохла самкой. Всё потомство оказалось хохлатым, но половина была с зелёным, а половина с коричневым опереньем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: Р самка ааXbY х самец ААХВХb

Гаметы аXb аY АХВ АХb

2) генотипы потомства F1:

самцы: хохлатые зеленые АаХВХb; хохлатые коричневые АаХbХb;

самки хохлатые зеленые АаХВУ; хохлатые коричневые - АаХbУ

3) независимое наследование признаков и признаков, сцепленных с полом

12. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей 3,4, потомком 8,11. И объясните формирование их генотипов.

Схема решения задачи включает:

1) признак рецессивный, сцеплен с полом (Х-хромосомой), так как проявляетеся только у мужчин и не в каждом поколении;

2) генотипы родителей: отец – XАY, т.к. признак отсутствует; мать 3 – XА Xа носитель гена, т.к. наследует Xа –хромосому от своего отца,

3) дети: сын 8 - XаУ, т.к. наследует хромосому Xа от матери 3; дочь 11 XА Xа – носитель гена, т.к. наследует хромосому XА от матери и Xа от отца

13. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым, длинная шерсть над короткой. От черной короткошерстной самки и коричневого длинношерстного самца появились 1 щенок черный короткошерстный. 1 щенок коричневый длинношерстный. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие фенотипам. Какой закон наследственности проявляется?

Схема решения задачи включает: 1) Р ♀Ааbb х ♂ ааВb

Гаметы Аb ab aB ab

2) F1: черные длинношерстные АаВb

черные короткошерстные ААbb

коричневые длинношерстные ааВb

коричневые короткошерстные aabb

3) Проявляется закон независимого наследования

14. У женщины с прямыми волосами без веснушек оба родителя имеют курчавые волосы и веснушки. Гены не сцеплены. Ее муж дигетерозиготен по этим признакам. Определите генотипы женщины, ее мужа, возможные генотипы и фенотипы их детей. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Составьте схему скрещивания.

Схема решения задачи включает:

1) Р: ♀ааbb х ♂АаВb

гаметы аb AB Ab aB ab

2) Возможное потомство

АаBb – курчавые с веснушками

Aabb – курчавые без веснушек

aaBb – прямые волосы с веснушками

aabb – прямые волосы без веснушек

3) проявляется закон независимого наследования признаков