Больше трёх-четырёх гарнитур на полосе использовать нельзя.

Если гарнитур много, газеты выглядит живенько и пёстренько и на первый взгляд может читателя привлечь. Но по мере чтения пестрота быстро раздражает. Кроме того, газета, в которой каждый материал может верстаться какими угодно шрифтами, начисто лишена индивидуальности.

При разработке самого первого номера необходимо определиться, каким способом будут оформляться разные газетные элементы.

Элементы, для которых необходимо разработать правила оформления:

· Заголовок. Это единственный из элементов полосы, для которого может быть не задан один из параметров, а именно кегль. Поскольку иерархия материалов на полосе достигается, в том числе и с помощью заголовков разных размеров, кегль заголовка может быть любым.

· Подзаголовок. Обычно отличается от заголовка только кеглем и в отдельный стиль почти никогда не выделяется.

· Текст. Главное, чтобы хорошо читался. При маленьком кегле и плохой бумаге не стоит использовать серифные шрифты. Второе требование: гарнитура текста должна контрастировать с гарнитурой заголовка.

· Вводка. По стилю они должны отличаться от основного текста: увеличенным размером, начертанием и т.п.

· Подпись. Имя автора материала должно как-то выделяться, поскольку оно может служить дополнительным ориентиром для постоянных читателей. Может использоваться курсивное или полужирное выделение, можно давать фамилию автора заглавными буквами и т.д.

· Подпись к фотографии. Всегда должна иметь собственный стиль, поскольку фотографии часто ставятся справа или слева от текста и подпись не должна с ним сливаться. Чаще всего подпись к фотографии меньше, чем текст.

· Колонтитул. По стилю должны походить на логотип газеты, поскольку сам логотип часто присутствует в колонтитуле в уменьшенном виде.

10. Макетирование печатной полосы.

Макет — это план верстки, на котором изображаются основные элементы будущей полосы или всей газеты (книги, буклета и т.п.) целиком, их расположение и основные параметры. Процесс создания макета называется макетированием.

Оригинал-макет — это конечный продукт, получаемый в результате верстки, который подлежит передаче в типографию для размножения.

Дизайн будущего макета определяется модульной сеткой или шаблоном. В простейшем случае она содержит только основные направляющие линии. По вертикали сетка обычно разбивается на колонки, стандартные для данного издания. За расстояние между горизонтальными направляющими можно принять высоту пяти или десяти строк, набранных основным текстом, либо использовать стандартные единицы измерения. Профессиональная сетка разрабатывается художником и задает также места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи.

Модульная сетка распечатывается на бумажном бланке (обычно в половину натуральной величины страницы) и поверх нее рисуется макет.

В сложном макете могут быть прописаны практически все параметры: число колонок, точный размер фотографий, кегль и число строк в заголовках и т.п. Простой макет содержит лишь принципиальные указания: порядок следования статей и количество иллюстраций к каждой из них

Бумажному бланку с модульной сеткой соответствует файл-шаблон, в котором созданы все необходимые элементы и направляющие. Программы верстки поддерживают работу с направляющими как с линиями, которые видны на экране при разработке страницы, но не отображаются при печати.

11. Титульные элементы книги. Правила верстки.

Титульным листом называют первую выходную страницу издания, на которой помещены основные сведения о нем — фамилия автора, название, место и год издания и др. Как правило, титул размещается на первой полосе издания и занимает всю полосу, однако в журналах весьма часто титул заменяют «шапкой», т.е. размещают все титульные данные лишь в верхней части первой полосы.

Контртитулом называют добавочный титул, помещаемый на одном развороте с основным титулом (как правило, в многотомных и переводных изданиях). В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на титуле — сведения, относящиеся лишь к данному тому. Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания (титул в этом случае — на третьей).

Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания. Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

Авантитулом называют полосу, являющуюся оборотом контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают какой-либо текст (например, название книги). Обычно название книги (фамилия автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул, но значительно сниженного (по сравнению с титульным листом) кегля, не более 12-14 пт.

Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (УДК) (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в левом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.

На всех перечисленных элементах колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры не ставят.

Шмуцтитулом называют внутренний титул — отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора. Текст шмуцтитула оформляют аналогично оформлению титула — шрифт той же гарнитуры, но сниженного кегля. Главные строки размещают обычно на оптической середине.

12. Нетитульные элементы книги. Правила верстки.

Аннотацией называют краткое изложение содержания и назначения книжного издания или журнальной статьи. Аннотацию обычно размещают на обороте титула, набирают шрифтом сниженного кегля на уменьшенный формат и размещают по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой.

Выпускные данные (выходные данные) — это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий — фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доли листа, объем в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа. Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кегля 6 пт, либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную» и заверстывают на последней полосе издания. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

Оглавление — перечень всех входящих в издание частей, разделов, глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. Содержание — перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Оглавление или содержание размещают в самом начале или в самом конце издания. Особенности набора оглавлений и содержаний — наличие шрифтов самых разных начертаний, большое количество разных отступов и втяжек, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец текста в каждой позиции от цифр.

Посвящением называют надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается. Посвящение обычно набирают на сниженный формат выделительным шрифтом (курсив, курсив полужирный, шрифт иной гарнитуры), кегль которого не меньше кегля основного текста. Заверстывают посвящение часто на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней ее части (со спуском 1—2 квадрата) с отступом справа на -1 кв. или иногда по оптической середине полосы.

Введение и предисловие почти всегда набирают шрифтом той же гарнитуры и того же кегля, что и основной текст; предисловие часто набирают также шрифтом на кегль меньше. В предисловии иногда увеличивают межстрочное расстояние (для выделения его или чтобы начать текст с нечетной полосы), во введении же этого не делают никогда. Вступительнуюстатью чаще набирают шрифтом сниженного кегля с увеличенным межбуквенным расстоянием.

Эпиграфом называют цитату из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от 1/3 до 2/3 формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например курсивом. В кавычки текст эпиграфа не заключают. Почти всегда имеется ссылка на источник; ее набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2—4 пункта.

Иногда эпиграф ко всей книге заверстывают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к отдельным частям издания — на шмуцтитулах после названия части. Чаще эпиграф ко всему произведению размещают на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка.

Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева.

Перечислениями (списками) называют тексты, разбитые на пункты и подпункты, имеющие цифровое или буквенное обозначение.

Перечисления могут быть набраны тремя способами: все пункты в подбор с разделением запятыми или точками с запятой, все пункты с абзацного отступа или со втяжками вторых строк с разделением точками или точками с запятой. В первом случае перечисления набирают шрифтом кегля основного текста. В двух последних случаях возможно использование основного кегля или же снижение кегля, тогда при верстке перечисления отбивают от основного текста так же, как дополнительный текст. Нумеруют перечисления арабскими цифрами с точкой или со скобкой, прописными или строчными буквами русского алфавита с точкой или со скобкой, реже — римскими цифрами или латинскими буквами. Цифры, обозначающие отдельные пункты, должны быть выровнены по разрядам в пределах каждой полосы.

Цитатой называют дословное воспроизведение в тексте выдержки из произведений другого автора. Цитаты бывают внутритекстовые, набираемые в подбор с основным текстом, и самостоятельные, набираемые отдельными абзацами. Внутритекстовые цитаты набирают шрифтом того же кегля, что и текст, иногда с выделением, обязательно в кавычках. Самостоятельные цитаты набирают шрифтом меньшего, а иногда и большего кегля. При верстке, естественно, требуется их отбивка. Как правило, цитата заканчивается ссылкой на источник или просто фамилией автора в скобках.

Внутритекстовыми примечаниями называют дополнительный текст, уточняющий или разъясняющий основной, но помещенный непосредственно за разъясняемым текстом и снабженный словом «Примечание». Примечания чаще всего набирают шрифтом сниженного кегля. Слово «Примечание» набирают, как правило, с выделением — курсивом или разрядкой, с абзацного отступа.

Сносками называют дополнения или пояснения к основному или дополнительному текстам, помещаемые внизу страницы при наличии у текста, к которому разъяснение относится, знака выноски (звездочки или цифры на верхнюю линию). Сноски всегда набирают шрифтами той же гарнитуры, что и текст, но, как правило, сниженным кеглем. Набор каждой сноски начинают с абзацного отступа, равного абзацному отступу в основном тексте; Для отделения сносок от текста используют тонкую линейку.

Библиографическими списками или указателями литературы называют перечни использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения литературы с краткими сведениями. В каждой библиографической записи, как правило, даются сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания.

Указатели — это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании. Указатели всегда набирают шрифтом сниженного кегля.

Приложениями называют материалы, дополняющие, разъясняющие или иллюстрирующие текст и помещаемые в конце издания. В качестве приложений часто помещают различные официальные материалы, таблицы, документы и т.п.

Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания. Затекстовые примечания и комментарии всегда набирают шрифтом сниженного кегля.

Послесловие и заключительную статью, как правило, набирают шрифтом той же гарнитуры, что и основной текст, но кеглем, сниженным на 2 пункта. Заверстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы. Послесловие заверстывается раньше заключительной статьи.

Колонцифра — цифра внизу или вверху печатной полосы, указывающая порядковый номер страницы издания.

Колонтитул — надпись, помещаемая на каждой странице над текстом, заключающая в себе фамилию автора, заглавие книги или какой-либо ее части (главы, параграфа, статьи), либо первое или последнее слово страницы или их начальных букв (в энциклопедиях, словарях, справочниках).

Колонлинейками называют линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания.

Поле — пространство между краем листа и областью верстки.

Спуск полос— процесс расстановки полос в печатной форме в таком порядке, чтобы после печати и фальцовки получилась тетрадь с последовательным расположением страниц.

 

13. Основные понятия допечатного процесса.

Разрешение изображения — линейная величина, определяющая размер пикселей изображения. Разрешение изображения измеряется в пикселях на сантиметр (pixel/cm) или пикселях на дюйм (pixel/inch).

В процессе печати нельзя воспроизвести непрерывные оттенки; каждый раз накладывается только один цвет. Для обхода этого ограничения используется хитрый прием: темные оттенки изображаются большими точками, светлые оттенки — маленькими. Эти точки называются полутоновыми.

Как и пиксели, полутоновые точки упорядочены в виде сетки квадратов, или ячеек. Каждая точка печатается в центре ячейки. Хотя размеры точек могут быть разными, центры ячеек сохраняют между собой одинаковую дистанцию. Благодаря этому большие точки будут находиться ближе друг к другу, а меньшие — дальше, передавая этим внешний вид непрерывных оттенков.

Каждая точка занимает определенный процент ячейки — это называется затенением или растеризацией. Например, когда печатаемая точка занимает 80% ячейки, это называется 80%-ным оттенком (80%-ным растром).

Решетка полутоновых ячеек называется растром, а размер этих ячеек определяется линеатурой. Как и разрешение, линеатура является линейной единицей измерения, показывающей, сколько расположенных подряд ячеек составляют один сантиметр (дюйм).

приходится использовать разные значения линеатуры. Причина заключается в том, что в промышленности используется разная бумага. Низкокачественная бумага хорошо впитывает краску и чернила. При печати на впитывающей бумаге краска слегка расходится и наблюдается феномен, называемый увеличением (растискиванием) точек. Поэтому при печати на низкокачественной бумаге используют более низкое значение линеатуры. Например, в большинстве газет — от 85 до 100 lpi. В журналах, 133 — 150 lpi.

При выводе изображения его пиксели сличаются принтером с ячейками полутоновой решетки. В каждой ячейке из попадающих в нее пикселей берутся процентные значения, затем вычисляется среднее арифметическое и создается полутоновая точка соответствующего размера. (

После того, как устройство вывода определило размер воспроизводимых им полутоновых точек, оно должно их создать, используя мельчайшие «элементарные частицы» любого печатающего устройства — принтерные точки. Принтерные точки — это крохотные квадратики, единственные элементы, которые может создавать устройство вывода. Размер точки определяется разрешением принтера. Разрешение принтера измеряется в dpi — количество точек на дюйм.

Если представить полутоновый растр в виде решетки, то его ячейки должны иметь некоторую ориентацию вращения, т.е. располагаться под определенным углом, который называется углом растра. Стандартный для одноцветных растров угол — 450. Этот угол делает полутоновую решетку менее заметной.

При воспроизведении полноцветного изображения печатаются четыре разных полутона, один прямо над другим. Первый из них — это полутон на основе голубой краски, второй — пурпурной, третий — жёлтой и, наконец, четвертый — черной. Чёрный цвет — 450. Голубой, углом 150. Пурпурный — 750. Желтая краска углом, 00.

Если один из углов растра отклоняется от заданных значений, происходит конфликт полутоновых решеток, в результате чего получается отвлекающий внимание интерферирующий узор. Он называется муаром.

14 Треппинг.

При полноцветной печати краски изображения практически никогда не совмещаются правильно, т.е. наносятся неточно по отношению друг к другу. Это обусловлено высокой скоростью печати .

Для борьбы с этим явлением используется треппинг. Он заключается в том, что какой-либо цвет слегка распространяется в область, занимаемую соседним цветом таким образом, что если смещение и произойдет, то перекрывающиеся краски прикроют любые изъяны, не искажая при этом очертаний объекта.

Треппинг необходим не всегда. Он не нужен в случаях:

· когда в документе нет смежных цветов;

· когда на цветном фоне печатается черным небольшой текст или тонкие линии;

· когда в изображении мало жирных черных контуров;

· если публикация создается на основе комбинированных цветов, а цвета смежных объектов таковы, что между ними образуется технологический мост.

Технологический мост получается тогда, когда у объектов есть как минимум 20% общего цвета одного из компонентов (голубого, пурпурного, желтого или черного). В этом случае при неточном наложении визуально можно обнаружить краску, общую для двух соседних объектов, что намного незаметнее для глаза.

Параметры треппинга устанавливаются в трёх местах:

· В программе верстки. Эти параметры воздействуют на все элементы, созданные внутри этой программы (шрифт, рамки, линейки).

· В графическом приложении. При подготовке векторного изображения необходимо провести треппинг в соответствующей программе (например, Adobe Illustrator).

· В специализированной программе, которая кроме треппинга ничего не умеет. Годится для очень трудных публикаций или при настройке на конкретную печатную машину.

При выполнении треппинга используются два вида совмещения. При расширении край объекта распространяется в окружающие цвета. Во время печати этот край печатается поверх фоновых красок, создавая таким образом необходимое перекрывание. При сжатии распространяется смежный край тех цветов, которые окружают объект.

 

15. Создание стиля газеты.

Элементы, для которых необходимо разработать правила оформления:
• Заголовок. Это единственный из элементов полосы, для которого может быть не задан один из параметров, а именно кегль. Поскольку иерархия материалов на полосе достигается, в том числе и с помощью заголовков разных размеров, кегль заголовка может быть любым. Гарнитура заголовка по возможности должна соответствовать гарнитуре газетного логотипа.
Если логотип выполнен в рукописном или, например, готическом стиле, то распространять этот стиль на все заголовки уместно не всегда. Надо помнить, что для большинства газет все-таки подходят строгие сансерифные заголовочные шрифты.
• Подзаголовок. Обычно отличается от заголовка только кеглем и в отдельный стиль почти никогда не выделяется. В редких газетах изменяется и какой-нибудь другой параметр (например, подзаголовки выполнены курсивом).
• Текст. Главное, чтобы хорошо читался. При маленьком кегле и плохой бумаге не стоит использовать серифные шрифты. Второе требование: гарнитура текста должна контрастировать с гарнитурой заголовка.
• Вводка. Вводкой называют начало статьи, которое чаще всего несёт основную информацию. Предполагается, что для читателя достаточно ознакомиться с вводкой, чтобы решить, интересен ли для него весь материал. Если газета поддерживает концепцию вводок, то по стилю они должны отличаться от основного текста: увеличенным размером, начертанием и т.п. При вёрстке вводка часто верстается в отдельном блоке и по ширине может быть развёрнута не на одну, а на две-три колонки (см. рис. 12).
• Подпись. Имя автора материала должно как-то выделяться, поскольку оно может служить дополнительным ориентиром для постоянных читателей (читать им этот текст или нет). Может использоваться курсивное или полужирное выделение, можно давать фамилию автора заглавными буквами и т.д.
Иногда выделение автора происходит за счет его расположения. Подпись ставиться не в начале или в конце статьи, а, например, врезано в рамку или линейку над статьей (если рамки и линейки используются в газете).
• Подпись к фотографии. Всегда должна иметь собственный стиль, поскольку фотографии часто ставятся справа или слева от текста и подпись не должна с ним сливаться. Чаще всего подпись к фотографии меньше, чем текст.
• Колонтитул. По стилю должны походить на логотип газеты, поскольку сам логотип часто присутствует в колонтитуле в уменьшенном виде.
• Рубрика (если используется).
Создание макета
Макет — это план верстки, на котором изображаются основные элементы будущей полосы или всей газеты (книги, буклета и т.п.) целиком, их расположение и основные параметры. Процесс создания макета называется макетированием.

16. Сравнительная характеристика типографики для web и для печатной продукции.

Текст, размещенный на web-странице, обладает следующими свойствами, которые затрудняют контроль над его отображением со стороны дизайнера:
1. Из-за того, что размер окна браузера не фиксирован, страница всегда имеет произвольную, неизвестную заранее ширину. Если текстовый блок каким-то образом от этой ширины зависит (масштабируемая страница), нельзя предсказать, сколько строк он займет, сколько символов поместится на одной строке и удачно ли расположатся слова (в частности, не будет ли «коридоров» в тексте, не появятся ли висячие строки).
2. Пользователь может изменить уменьшить или увеличить размер шрифта стандартными средствами браузера, что приводит к тем же последствиям.
У шрифта можно задать абсолютный размер, но это может не понравиться некоторым пользователям. Кроме того, этот текст будет восприниматься совершенно по-разному на очень больших и очень маленьких мониторах.
3. Разные платформы могут оперировать разными системами измерения. Одни и те же шрифты будут выглядеть по-разному на экранах PC и Macintosh.
Некоторые проблемы, существовавшие на заре развития web, в настоящий момент решаются с помощью новых технологий, таких, как CSS, но из-за того, что эти технологии могут поддерживаться не всеми браузерами или поддерживаться ими неодинаково, абсолютной панацеей они не являются:
1. Гарнитура, которую хотел бы использовать дизайнер, может отсутствовать на компьютере пользователя, просматривающего страницу.
2. Язык разметки HTML не позволяет использовать возможности, принятые в типографском деле (интерлиньяж, кернинг, трекинг и т.д.).
Рассмотрим основные параметры шрифта, используемые в типографике, и средства управления ими в web-среде.
ë Гарнитура — это рисунок символов шрифта (зачастую гарнитуру называют самим шрифтом, например «шрифт Times New Roman»). В web гарнитуры классифицируются двумя основными способами: шрифты с засечками (serif) либо без засечек (Sans-serif) и пропорциональные либо моноширинные (monospaced) шрифты, в которых все символы занимают одинаковое пространство. Основным способом определения гарнитуры в HTML является указание ее категории, а конкретную гарнитуру браузер пользователя подберет по своему усмотрению (обычно из набора системных: Arial, Times и Courier). Можно указать конкретное семейство гарнитур, но это указание будет выполнено только в том случае, если такие гарнитуры присутствуют на компьютере пользователя (чего нельзя определить заранее). HTML позволяет задать несколько альтернативных вариантов:
​<FONT face = “Gazeta Titul, Helvetica, Sans-serif”>
Эта инструкция предписывает оформатировать текст гарнитурой Gazeta Titul, в случае её отсутствия — гарнитурой Helvetica, а если нет и ее — использовать любую без засечек.
Microsoft разработала технологию OpenType, которая позволяет переслать требуемую гарнитуру вместе с самой страницей на компьютер пользователя. Инструкции по пересылке гарнитуры можно задать с помощью CSS стандарта CSS2 (гарнитура предварительно должна быть упакована в файл с расширением .eot с помощью программы WEFT). Однако эта технология поддерживается не всеми браузерами (даже последних версий).
ë Стиль и насыщенность шрифта. Стиль может быть прямым и курсивным (или же просто наклонным, если курсивного варианта соответствующей гарнитуры на компьютере пользователя не найдено). Стиль может задаваться стандартными средствами HTML или с помощью CSS. Насыщенность определяет степень толщины штриха. HTML различает только простые и полужирные шрифты. CSS имеет параметр font-weight, который может иметь числовое значение от 100 до 900, или совпадать с одним из стандартных вариантов: bold, bolder, lighter, extra-bold, demi-bold и т.д. Далеко не все браузеры поддерживают эту возможность в полном объеме.
Кроме насыщенности и стиля шрифта существует ряд других параметров, которые обозначаются общим термином начертание. К ним относятся выворотка (белый текст на черном фоне), все прописные или малые прописные, оттенение, подчеркивание и т.д. Некоторые начертания можно указать с помощью HTML, для других единственным вариантом остается CSS (в частности, сделать вывороткой только

 

 

ЧАСТЬ 4. Операционные системы и компьютерные сети.