Государство и его МТБ (материально-техническая, финансовая и информационная база).
Государствос системной точки зрения рассматривается как подсистема (гиперсистемы «страна») сущностью которой являетсяполитическоеи политико-административное (подчиненное политическому)управление обществом.
Это-законодательные и исполнительные органы власти, суды, тюрьмы, вооруженные силы, госбанки, денежно-валютные запасы, полиция, иные органы власти с их кадровой, материальной, финансовой и информационной базами. Объединяющими, внутренними взаимосвязями этой системы органов государства (подсистемы “государство”), являются конституция, иные законы, политико-правовые традиции государства, его цели, т.е. представления о том, что является добором и злом по отношению к обществу, что является справедливым и честным в отношениях между госорганами, между госорганами и обществом, между государством и другими государствами.
Государство, как любая система (в данном случае подсистема в рамках большой системы «страна»), характеризуется полнотой выполнения своих четырех основных системных функций: 1) целедостижения, 2) адаптации, 3) интеграции, 4) воспроизводства структуры и снятия напряжений (т.е. выживания), решение которых обеспечивается специализированными подсистемами государства.
Государство, оценивая его сущность в самых общих чертах (т.е. как управленческую подсистему системы «страна»), призвано, в первую очередь, координировать (управлять – в зависимости от типа политико-правового режима) деятельность общества и госаппарата во имя достижения каких-то целей.
Поэтому одной из главных забот любого государства является и постановка таких задач перед страной, и организация, координация деятельности всей страны во имя этих целей, и регулирование возникающих в процессе этой деятельности отношений между государством и обществом, внутри общества и внутри государственного аппарата, и взаимосвязей общества и государства с Природой страны.
Для этого (и в соответствии с заявленными целями страны) государством:
1) принимаются законы и иные нормативные акты, госаппаратом демонстрируются практически те или иные принципы взаимосвязей внутри системы «страна», утверждаются одни и подавляются другие взаимоотношения (между госаппаратом и обществом, внутри самого госаппарата), традиции и обычаи общества и госаппарата,
2) контролируется (с помощью «силовых» структур, всей правоохранительной системы и общественного контроля) выполнение этих законов (обычаев, традиций взаимоотношений в системе) всеми госслужащими и соблюдение этих законов всеми гражданами,
3) различными способами мотивируются соответствующие главным целям и законодательству деятельность и взаимоотношения в стране, пропагандируются адекватные этим целям и законодательству системы моральных ценностей и т.д.
Например. Государственный бюджет России формируется в основном за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов национальной экономики сосредоточено в сфере недропользования, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 33% ВВП и 70% экспорта страны.
За рубежи России вывозится 45% и 33% добываемых в стране нефти и газа соответственно; 34% нефтепродуктов; меди, никеля и алюминия до 90—99% от общего объема добычи.
Прогрессирующий рост экспорта сырьевых ресурсов, и в первую очередь нефти и газа, наметившийся за последние 15 лет, без соответствующей диверсификации промышленности, без объективной оценки ее энергетического потенциала негативно влияет на развитие страны (стратегия России как энергетической сверхдержавы строится на системе учета полезных ископаемых образца 1928 года). Он ухудшает макроструктуру экономики, выталкивает Россию в компанию сырьевых государств типа Нигерии и Венесуэлы, где интенсивность поступательного движения зависит исключительно от мировой конъюнктуры, от колебаний цен на углеводороды.
Взаимосвязи в системе «страна». Краткообъяснимвзаимоотношения в системе “страна” и укрупненно укажем конкретные наименования взаимоотношений, которые регулируются моралью (в т.ч. обычаями, традициями) и законами государства. Взаимосвязи - взаимоотношения социальных (экономических, политических и иных «человеческих») субъектов (личностей, семей, групп, организаций, классов, наций) в любой современной стране могут быть представлены такими типами взаимоотношений, как социальные и политические (о них речь уже шла в разделе «Политика как категория политологии. Субъекты и объекты политики.).
Взаимосвязи страны, обеспечивающие ее системную целостность:
а)духовные: Культура - общие речь(язык), ценности и ценностные ориентации, верования, мораль, обычаи и традиции, общая история, литература, кино, театральные и телевизионные постановки, шоу и пр., действующее законодательство;
б) материальные: радио и телевизионные станции, линии электропередач, автомобильные дороги, железные дороги и станции, мосты на транспортных артериях; аэропорты; речные, озерные и морские порты (не используемые для международных перевозок) и внутренние судоходные пути; газораспределительные сети; стационарная телефонная связь; почта; мобильная связь и Интернет и т.п.
Отметим в этой связи, что в упрочении этих взаимосвязей важную роль играют существующие в стране экономические взаимоотношения. А именно:
- “социально-экономические отношения”,которые представляет собой тот спектр отношений внутри страны, который касается, прежде всего, взаимосвязей социальных (хозяйствующих и не хозяйствующих) субъектов общества между собой по поводу производства, распределения, обмена, потребления товаров, услуг ;
- «политико-экономические отношения», которые являются взаимоотношениями между государством и хозяйствующими социальными субъектами и вытекают из 4-х основных задач государства в рыночной экономики (регулирования; компенсации провалов; социальной политики; функциональных интервенций и стратегических масштабных инвестиций в особо значимые госпроекты, госпрограммы), обусловленных целями выживания и развития экономики страны и функциями государственного политического управления (интеграции страны, адаптации, самосохранения и достижения целей).
Речь, разумеется, идет и об отношениях по фискальному поводу, и по поводу определения моделей и приоритетов экономического развития, детерминированных принятой государством на вооружение политико-правовой идеологией, и по поводу ограничений или запретов на те или иные виды хозяйственной деятельности и т.д.
Следует иметь в виду, что все эти отношения имеют и «внешние» аспекты, т.е. взаимосвязи с аналогичными субъектами других стран (внешнеэкономические, внешнеполитические, международные - внешнесоциальные взаимосвязи), которые управляются или координируются государством (его законами, его органами) и т.д.
Все эти отношения в русской традиции имеют в своей основе моральные критерии «справедливо» и «честно» (которыми оценивает общество, его различные социальные субъекты характер имеющихся или проектируемых отношений), саморегулируя эти взаимосвязи нормами и принципами морали, обычаями, традициями, ритуалами. В современной западной традиции оценка идет по критериям «законно» - «незаконно».
Наиболее важные из них (с точки зрения существующего в стране политико-правового режима) имеют аналогичные оценки со стороны государства, выраженные в его нормативных актах и в проводимых госорганами ритуалах.
Отметим здесь еще одно важное обстоятельство: взаимосвязи, взаимоотношения есть то, что характеризует в самом главном качество системы. Можно, например, в систему вооруженных сил любой страны вливать всевозрастающее количество средств, насыщать ее все более современной техникой, но без изменения взаимоотношений внутри этой системы и этой системы с внешней для нее средой (обществом, самим государством и его Минфином и т.д.) новое качество в этой системе так и не появится. Это касается не только «дедовщины». Бить и калечить будут и в контрактной армии (и нужна ли она России – еще вопрос). Это касается вообще развития, реформы армии...
Функции системы «страна».Вернемся к понятию «страна» и отметим важные для политологического системного анализа аспекты. Если вы проводите исследование какой-то страны, то должны также исходить из того, что страна, как любая система, характеризуется полнотой выполнения четырех основных системных функций: 1) целедостижения,2) адаптации, 3) интеграции, 4) воспроизводства структуры и снятия напряжений (т.е. выживания), решение которых обеспечивается специализированными подсистемами.
Внутри этой природно-материально-социально-культурно-политической системы:
функцию целедостижения - политическая подсистема;
функцию адаптации должна обеспечивать экономическая (хозяйственная система страны: МТБ и соответствующие взаимоотношения) подсистема;
функцию интеграции - правовые институты и обычаи, традиции (морального плана) общества;
функцию воспроизводства структуры – духовная система верований, мораль, а также органы социализации (включая прежде всего семью и институты образования).
Проанализируйте, как справляются с этими функциями указанные подсистемы и вам станет многое понятно о конкретной стране и о том, на какой фазе существования она находится. При этом помните, что:
1)организующим центром этой природно-социально-культурно-политической системы является согласие в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной культурной системы(важнейшие из них: согласие членов организации, или членов общества, если речь идет о нем, по поводу того, что является честным и справедливым во взаимоотношениях членов организации или граждан страны между собой, во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в организации, между органами политической власти и гражданами);
2)все функции здорового общества и государства должны быть (так или иначе) подчинены поддержанию состояния равновесия системы, сохранению ее внутренней среды(жизни и здоровья граждан, их организаций, госаппарата, морали, веры, культуры, Природы; т.е. выживания и развития системы);
3) главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы является процесс социализации индивидов (прежде всего в семье и в школе; отсюда чрезвычайно важна роль этих институтов для здорового, т.е. нормального общества и государства), в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося), поведения регулируются при помощи социального контроля.
Зная, как выполняются эти функции в той и другой стране, мы можем сравнивать эти страны по полноте и результатам реализации госаппаратом этих четырех основных функций. Понятно и то, что от того, как при реализации указанных функций соблюдаются фундаментальные объективные законы Мира (разумеется, те, которые уже известны, нащупаны), зависит эффективность и самой деятельности (самих процессов, шагов) системы «страна» и успехи в конечном достижении поставленных целей выживания и развития.
Отметим, что часто («по наивности» или для «затуманивания» сути излагаемых проблем) используются иные определения функций организации (страны, государства и общества): «внешние», «внутренние» и т.п., позволяющие «по вкусу» авторов включать в них то, что им требуется. Примеров этому масса (откройте учебники).
Вновь подчеркнем то обстоятельство, что человечеству:
1)не известны все законы Вселенной;
2)многое еще не ясно и в отношении закономерных сущности и содержания самих элементов системы «страна», закономерностей их взаимосвязей.
Хотя История уже кое-чему научила людей, преподнося им жестокие уроки – последствия и этого незнания и несоблюдения объективных законом Мира. И то, что представляется изученным в той или иной степени, те или иные точки зрения (на все эти феномены и уроки Истории) различных ученых, специалистов Планеты и будет составлять основу наших дальнейших политологических рассуждений;
3)очень часто заявляя о своей приверженности системному анализу или системному подходу (а это – различные способы исследования), авторы используют в лучшем случае только комплексный подход…
Заметим, что в гуманитарных дисциплинах обычно не приято анализировать ПГС страны. Хотя страны могут иметь объективно обусловленное (природное) преимущество над другими в хозяйственной деятельности, которое определяется природными условиями деятельности общества, а вовсе не тем, что в них люди умнее и трудолюбивее.
Вот почему для компенсации этого «природного» преимущества мудрый правящий класс отстающей страны должен опираться на национальные традиции, качественно новую систему образования и передовые технологии, учитывающие природные условия и национальную самобытность общества, на четко выраженную готовность населения на определенные жертвы для ускоренной модернизации страны и на доверие граждан к государству (а здесь уже без личного примера руководящей элиты не обойтись).