Государство и его МТБ (материально-техническая, финансовая и информационная база).

Государствос системной точки зрения рассматривается как подсистема (гиперсистемы «страна») сущностью которой являетсяполитическоеи политико-административное (подчиненное политическому)управление обществом.

Это-законодательные и исполнительные органы власти, суды, тюрьмы, вооруженные силы, госбанки, денежно-валютные запасы, полиция, иные органы власти с их кадровой, материальной, финансовой и информационной базами. Объединяющими, внутренними взаимосвязями этой системы органов государства (подсистемы “государство”), являются конституция, иные законы, политико-правовые традиции государства, его цели, т.е. представления о том, что является добором и злом по отношению к обществу, что является справедливым и честным в отношениях между госорганами, между госорганами и обществом, между государством и другими государствами.

Государство, как любая система (в данном случае подсистема в рамках большой системы «страна»), характеризуется полнотой выполнения своих четырех основных системных функций: 1) целедостижения, 2) адаптации, 3) интеграции, 4) воспроизводства структуры и снятия напряжений (т.е. выживания), решение которых обеспечивается специализированными подсистемами государства.

Государство, оценивая его сущность в самых общих чертах (т.е. как управленческую подсистему системы «страна»), призвано, в первую очередь, координировать (управлять – в зависимости от типа политико-правового режима) деятельность общества и госаппарата во имя достижения каких-то целей.

Поэтому одной из главных забот любого государства является и постановка таких задач перед страной, и организация, координация деятельности всей страны во имя этих целей, и регулирование возникающих в процессе этой деятельности отношений между государством и обществом, внутри общества и внутри государственного аппарата, и взаимосвязей общества и государства с Природой страны.

Для этого (и в соответствии с заявленными целями страны) государством:

1) принимаются законы и иные нормативные акты, госаппаратом демонстрируются практически те или иные принципы взаимосвязей внутри системы «страна», утверждаются одни и подавляются другие взаимоотношения (между госаппаратом и обществом, внутри самого госаппарата), традиции и обычаи общества и госаппарата,

2) контролируется (с помощью «силовых» структур, всей правоохранительной системы и общественного контроля) выполнение этих законов (обычаев, традиций взаимоотношений в системе) всеми госслужащими и соблюдение этих законов всеми гражданами,

3) различными способами мотивируются соответствующие главным целям и законодательству деятельность и взаимоотношения в стране, пропагандируются адекватные этим целям и законодательству системы моральных ценностей и т.д.

Например. Государственный бюджет России формируется в основном за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Око­ло 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов на­циональной экономики сосредо­точено в сфере недропользова­ния, а добывающими и геолого­разведочными отраслями обеспе­чивается не менее 33% ВВП и 70% экспорта страны.

За рубежи России вывозится 45% и 33% до­бываемых в стране нефти и газа соответственно; 34% нефтепро­дуктов; меди, никеля и алюминия до 90—99% от общего объема добычи.

Прогрессирующий рост эк­спорта сырьевых ресурсов, и в первую очередь нефти и газа, наметившийся за последние 15 лет, без соответствующей ди­версификации промышленно­сти, без объективной оценки ее энергетического потенциала негативно влияет на развитие страны (стратегия России как энергетической сверхдержавы строится на системе учета полезных ископаемых образца 1928 года). Он ухудшает макроструктуру экономики, выталки­вает Россию в компанию сырь­евых государств типа Нигерии и Венесуэлы, где интенсивность поступательного движения за­висит исключительно от миро­вой конъюнктуры, от колеба­ний цен на углеводороды.

Взаимосвязи в системе «страна». Краткообъяснимвзаимоотношения в системе “страна” и укрупненно укажем конкретные наименования взаимоотношений, которые регулируются моралью (в т.ч. обычаями, традициями) и законами государства. Взаимосвязи - взаимоотношения социальных (экономических, политических и иных «человеческих») субъектов (личностей, семей, групп, организаций, классов, наций) в любой современной стране могут быть представлены такими типами взаимоотношений, как социальные и политические (о них речь уже шла в разделе «Политика как категория политологии. Субъекты и объекты политики.).

Взаимосвязи страны, обеспечивающие ее системную целостность:

а)духовные: Культура - общие речь(язык), ценности и ценностные ориентации, верования, мораль, обычаи и традиции, общая история, литература, кино, театральные и телевизионные постановки, шоу и пр., действующее законодательство;

б) материальные: радио и телевизионные станции, линии электропередач, автомобильные дороги, железные дороги и станции, мосты на транспортных артериях; аэропорты; речные, озерные и морские порты (не используемые для международных перевозок) и внутренние судоходные пути; газораспределительные сети; стационарная телефонная связь; почта; мобильная связь и Интернет и т.п.

Отметим в этой связи, что в упрочении этих взаимосвязей важную роль играют существующие в стране экономические взаимоотношения. А именно:

- “социально-экономические отношения”,которые представляет собой тот спектр отношений внутри страны, который касается, прежде всего, взаимосвязей социальных (хозяйствующих и не хозяйствующих) субъектов общества между собой по поводу производства, распределения, обмена, потребления товаров, услуг ;

- «политико-экономические отношения», которые являются взаимоотношениями между государством и хозяйствующими социальными субъектами и вытекают из 4-х основных задач государства в рыночной экономики (регулирования; компенсации провалов; социальной политики; функциональных интервенций и стратегических масштабных инвестиций в особо значимые госпроекты, госпрограммы), обусловленных целями выживания и развития экономики страны и функциями государственного политического управления (интеграции страны, адаптации, самосохранения и достижения целей).

Речь, разумеется, идет и об отношениях по фискальному поводу, и по поводу определения моделей и приоритетов экономического развития, детерминированных принятой государством на вооружение политико-правовой идеологией, и по поводу ограничений или запретов на те или иные виды хозяйственной деятельности и т.д.

Следует иметь в виду, что все эти отношения имеют и «внешние» аспекты, т.е. взаимосвязи с аналогичными субъектами других стран (внешнеэкономические, внешнеполитические, международные - внешнесоциальные взаимосвязи), которые управляются или координируются государством (его законами, его органами) и т.д.

Все эти отношения в русской традиции имеют в своей основе моральные критерии «справедливо» и «честно» (которыми оценивает общество, его различные социальные субъекты характер имеющихся или проектируемых отношений), саморегулируя эти взаимосвязи нормами и принципами морали, обычаями, традициями, ритуалами. В современной западной традиции оценка идет по критериям «законно» - «незаконно».

Наиболее важные из них (с точки зрения существующего в стране политико-правового режима) имеют аналогичные оценки со стороны государства, выраженные в его нормативных актах и в проводимых госорганами ритуалах.

Отметим здесь еще одно важное обстоятельство: взаимосвязи, взаимоотношения есть то, что характеризует в самом главном качество системы. Можно, например, в систему вооруженных сил любой страны вливать всевозрастающее количество средств, насыщать ее все более современной техникой, но без изменения взаимоотношений внутри этой системы и этой системы с внешней для нее средой (обществом, самим государством и его Минфином и т.д.) новое качество в этой системе так и не появится. Это касается не только «дедовщины». Бить и калечить будут и в контрактной армии (и нужна ли она России – еще вопрос). Это касается вообще развития, реформы армии...

Функции системы «страна».Вернемся к понятию «страна» и отметим важные для политологического системного анализа аспекты. Если вы проводите исследование какой-то страны, то должны также исходить из того, что страна, как любая система, характеризуется полнотой выполнения четырех основных системных функций: 1) целедостижения,2) адаптации, 3) интеграции, 4) воспроизводства структуры и снятия напряжений (т.е. выживания), решение которых обеспечивается специализированными подсистемами.

Внутри этой природно-материально-социально-культурно-политической системы:

функцию целедостижения - политическая подсистема;

функцию адаптации должна обеспечивать экономическая (хозяйственная система страны: МТБ и соответствующие взаимоотношения) подсистема;

функцию интеграции - правовые институты и обычаи, традиции (морального плана) общества;

функцию воспроизводства структуры – духовная система веро­ваний, мораль, а также органы социализации (включая прежде всего семью и институты образования).

Проанализируйте, как справляются с этими функциями указанные подсистемы и вам станет многое понятно о конкретной стране и о том, на какой фазе существования она находится. При этом помните, что:

1)организующим центром этой природно-социально-культурно-политической системы является согласие в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной культурной системы(важнейшие из них: согласие членов организации, или членов общества, если речь идет о нем, по поводу того, что является честным и справедливым во взаимоотношениях членов организации или граждан страны между собой, во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в организации, между органами политической власти и гражданами);

2)все функции здорового общества и государства должны быть (так или иначе) подчинены поддержанию состо­яния равновесия системы, сохранению ее внутренней среды(жизни и здоровья граждан, их организаций, госаппарата, морали, веры, культуры, Природы; т.е. выживания и развития системы);

3) главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы является процесс социализации индивидов (прежде всего в семье и в школе; отсюда чрезвычайно важна роль этих институтов для здорового, т.е. нормального общества и государства), в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося), поведения регулируются при помощи социального контроля.

Зная, как выполняются эти функции в той и другой стране, мы можем сравнивать эти страны по полноте и результатам реализации госаппаратом этих четырех основных функций. Понятно и то, что от того, как при реализации указанных функций соблюдаются фундаментальные объективные законы Мира (разумеется, те, которые уже известны, нащупаны), зависит эффективность и самой деятельности (самих процессов, шагов) системы «страна» и успехи в конечном достижении поставленных целей выживания и развития.

Отметим, что часто («по наивности» или для «затуманивания» сути излагаемых проблем) используются иные определения функций организации (страны, государства и общества): «внешние», «внутренние» и т.п., позволяющие «по вкусу» авторов включать в них то, что им требуется. Примеров этому масса (откройте учебники).

Вновь подчеркнем то обстоятельство, что человечеству:

1)не известны все законы Вселенной;

2)многое еще не ясно и в отношении закономерных сущности и содержания самих элементов системы «страна», закономерностей их взаимосвязей.

Хотя История уже кое-чему научила людей, преподнося им жестокие уроки – последствия и этого незнания и несоблюдения объективных законом Мира. И то, что представляется изученным в той или иной степени, те или иные точки зрения (на все эти феномены и уроки Истории) различных ученых, специалистов Планеты и будет составлять основу наших дальнейших политологических рассуждений;

3)очень часто заявляя о своей приверженности системному анализу или системному подходу (а это – различные способы исследования), авторы используют в лучшем случае только комплексный подход…

Заметим, что в гуманитарных дисциплинах обычно не приято анализировать ПГС страны. Хотя страны могут иметь объективно обусловленное (природное) преимущество над другими в хозяйственной деятельности, которое оп­ределяется природными условиями деятельности общества, а вовсе не тем, что в них люди умнее и трудолюбивее.

Вот почему для компенсации этого «природного» преимущества мудрый правящий класс отстающей страны должен опираться на национальные традиции, качественно новую систему образования и передовые технологии, учитывающие природные условия и национальную самобытность общества, на четко выраженную готовность населения на определенные жертвы для ускоренной модернизации страны и на доверие граждан к государству (а здесь уже без личного примера руководящей элиты не обойтись).