Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит гос бюджета. Первичный дефицит- это общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос долгу. По аналоги рассчитывается и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит гос бюджета.

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительств.

Структурный дефицит – это разность меду доходами и расходами гос бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом гос бюджета.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

  1. Выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования.
  2. Займы, что принято называть неэмиссионнным способом финансирования бюджетного дефицита.

Министерство финансов берет в долг некоторую сумму у Центрального банка, продавая ему государственные ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов. Последнее тратит эти средства, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таким образом, увеличиваются их резервы и банки расширяют выдачу ссуд. Следовательно растет денежная масса. Налицо -эффект монетизации государственной задолженности. В условиях приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Вот почему первый способ финансирования дефицита гос бюджета часто называю инфляционным.

Не инфляционный способ финансирования бюджета это когда занимают на кредитном рынке средства не у ЦБ, а у коммерческих банков и населения. Эффект вытеснения: налогово – бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, проводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов.

Бюджетный дефицит и способы его покрытия влекут за собой необходимость продуманной координации налогово-бюджетных и монетарных мероприятий.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост гос. Расходов и снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово - бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост налоговых ставок.

Автоматическая налогово – бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством.