История службы инженерных изысканий

На территории бывшего СССР инженерными изысканиями для обоснования проектов занимались многочисленные организации, количество которых превышает девять сотен. Практически любое министерство и ведомство, осуществляющее капитальное строительство и разрабатывающие проектную документацию для этого строительства , а таких министерств и ведомств в целом по Союзу около 50, занимались производством инженерных изысканий. Начиная с 1959 года в целях организационного оформления и упорядочения службы инженерных изысканий для строительства создавались специализированные тресты инженерных изысканий (ТИСИЗы), подведомственные республиканским госстроям. Количество таких организаций, функционирующих на территории бывшей РСФСР, было около трёх десятков. Функциями директивного органа, обеспечивающего проведение единой технической политики в области инженерных изысканий, функции контрольного органа, научно-методического центра осуществлял Госстрой СССР. Выполнение некоторых функций с 1963г выполнял Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве (ПНИИИС), в задачи которого входило разработка научных основ инженерных изысканий, нормативно-методической литературы, оказание консультационных услуг и др.

После распада Союза на территории Российской Федерации изысканиями могло заниматься любое общество (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.), официально зарегистрировавшееся в необходимых организациях властных структур и получившими в установленном порядке соответствующие лицензии на право выполнения перечисленных видов изыскательских работ, также от государственных структур. Лицензионный Центр РФ выдал много десяток тысяч таких лицензий. Поэтому конкретно уточнить количество организаций, которые занимаются производством изысканий весьма затруднительно.

Инженерно-геологические изыскания для выбора вариантов выбора площадок (трасс) строительства (бывший этап «Обоснование инвестиций»).

Инженерно-геологические изыскания для выбора вариантов площадок (трасс) строительства выполняются по предварительно согласованным вариантам. Они должны обеспечивать оценку инженерно-геологических условий по всей трассе, и более детально – на участках переходов через естественные и искусственные препятствия, на площадках размещения технологических сооружений (НПС, резервуарных парков и др.),

составления инженерно-геологических карт масштабов 1:1000000 – 1:200000 собственно по трассе нефтепровода; с детальностью масштабов 1:25000 – 1:10000 на участках переходов и площадок технологических сооружений и с детальностью масштабов 1:5000-1:2000 на участках развития опасных геологических процессов.

При инженерно-геологических изысканияхследует осуществлять сбор и обработку материалов изысканий прошлых лет, дешифрирование аэро- и космоматериалов а также следует выполнять рекогносцировочное обследование местности или при недостаточности имеющихся материалов, а также в связи с необходимостью их обновления, выполнять инженерно-геологическую съемку площадок (трасс) в масштабах, предусмотренных п. 3.4.2.

Проходку горных выработок следует предусматривать, как правило, на местах перехода нефтепроводов через искусственные и естественные преграды

Геофизические исследования выполняются, как правило, на площадках НПС, в местах переходов нефтепровода через водные преграды и на участках развития опасных геологических процессов, в сочетании с другими видами инженерно-геологических работ для:

Полевые методы исследования грунтов, при необходимости, следует использовать для оценки физико-механических свойств грунтов в массиве, выявления, уточнения и прослеживания границ литологических тел (пластов, прослоев, линз) и других целей.

Гидрогеологические исследования следует выполнять для установления условий залегания подземных вод и ориентировочной оценки водопроницаемости грунтов (коэффициента фильтрации)

Лабораторные методы определения показателей свойств грунтов следует выполнять для классифицирования грунтов, нормативных значений показателей их состава и физических характеристик.

Прогноз следует осуществлять на основе обобщения материалов изысканий прошлых лет, аэро- и космоматериалов, данных инженерно-геологического картирования исследуемой территории и результатов рекогносцировочного обследования.

В результате прогноза изменений инженерно-геологических условий в районе изысканий устанавливаются:

– возможность возникновения и развития процессов и явлений определенного вида и масштаба;

– направленность и характер возможных изменений состава и состояния грунтов под воздействием природных и техногенных факторов и проявления специфических свойств грунтов и их ориентировочные характеристики

Графическая часть отчёта должна содержать:

– инженерно-геологические карты масштаба 1:1000000 – 1:200000 линейной части нефтепровода;

– инженерно-геологические карты и геолого-литологические разрезы масштаба 1:25000 – 1:10000 на участках переходов и площадок технологических сооружений

– инженерно-геологические карты и геолого-литологические разрезы масштабов 1:5000-1:2000 на участках развития опасных геологических процессов.

Текстовые приложения должны содержать поучастковое описание трассы, ведомость основных показателей, составленную с разбивкой по административным районам и обосновывающие ведомости в соответствии с приложением 3, в составе, зависящем от инженерно-геологических условий региона прохождения трассы.