ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

ЗАНЯТИЕ № 23. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА И ЖЕЛУДКА.

Цель занятия: 1) сформировать представление о пищеварительной системе как функциональной системе организма, ее структуре и принципах взаимодействия ее элементов между собой и с другими функциональными системами, 2) определить роль ротовой полости, пищевода, желудка в процессах пищеварения.

Контрольные вопросы

 

Понятие о пищеварении. Типы пищеварения. Функции пищеварительной системы.

Физиологические механизмы секреции.

Пищеварение в полости рта. Механическая и химическая обработка пищи. Жевание, его особенность в связи с видом пищи. Регуляция жевания.

Слюноотделение. Количество и состав слюны. Ее значение в пищеварении. Регуляция слюноотделения.

Глотание и его фазы. Транспортная функция пищевода.

Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Методы изучения секреторной функции желудка у животных и человека.

Регуляция желудочной секреции, фазы и механизмы отделения желудочного сока. Приспособительный характер желудочной секреции к видам пищи и пищевым рационам.

Виды сокращений желудка. Нейрогуморальная регуляция моторики желудка.

Эвакуация пищи из желудка в 12-перстную кишку.

Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№2-9, 14, 17-19, 25, 28, 29-30, 33, 35, 37 на стр. 51-55.

Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета:

Особенности функционирования слюнных желез у новорожденных и грудных детей.

Акт сосания.

Особенности пищеварения в желудке у детей первого года жизни.

(ответы на вопросы №№1-3 смотри на стр. №№49-60 справочного пособия для врачей-педиатров“Физиологические особенности детского возраста” Савченкова Ю.И., Венгер Т.Ф., 1998.)

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Практическая работа №1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ СЛЮНЫ И РН ПРИ ДЕЙСТВИИ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ.

Ход работы: Определите величину слюноотделения в состоянии физиологического покоя, для чего в течение трех минут слюна собирается в пробирку. Затем в отдельную пробирку в течение 3 минут собирается слюна при действии раздражителя (объем раздражителя, вводимого в полость рта - 1 мл). В качестве раздражителей используются: 5 %-й раствор глюкозы, раствор лимонного сока. С помощью бумажного индикатора в каждой пробирке определяется рН слюны.

Интерпретация результатов: Привести определенные объемы слюноотделения и рН. Указать причины разных объемов слюноотделения.