Практическая работа №1. РЕФЛЕКТОРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА СЕРДЦЕ С ЭКСТЕРО- И ИНТЕРОРЕЦЕПТОРОВ.

Опыт Данини - Ашнера.

У человека при осторожном надавливании на глазные яблоки частота сердечных сокращений обычно замедляестя. Это явление объясняется рефлекторным возбуждением ядер блуждающего нерва. Рефлекторная дуга этого рефлекса состоит из афферентных волокон глазодвигательного нерва, нейронов продолговатого мозга и блуждающих нервов, которые при возбуждении оказывают тормозящее действие на сердце.

Для работы необходимо: секундомер. Стерилные салфетки, и объект исследования – человек.

Ход работы: У испытуемого определяют (по пульсу) частоту сердечных сокращений. Экспериментатор через стерилные марлевые салфетки большими пальцами рук в течении 10 с медленно надавливает на оба глаза (не сильно). Сразу после надавливания на глазные яблоки вновь подсчитывают частоту сердечных сокращений. Обычно в этих условиях пульс становится реже в среднем на 10 ударов.

Результаты работы и их оформление: Отметьте в протоколе частоту пульса у испытуемого до и после надавливания на глазные яблоки. Нарисуйте схему рефлекторной дуги наблюдаемого рефлекса. Объясните механизм возникновения глаз-сердечного рефлекса и сделайте выводы о возможности его использования в лечебно-диагностических целях.

Практическая работа №2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТОТОЙ ПУЛЬСА И МОЩНОСТЬЮ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ.

Ход работы: В течение 1,5 минут сделайте 20 наклонов туловища вниз с опусканием рук. Сосчитайте пульс за 10 сек трижды: 1) до наклонов (П1), 2) сразу по окончании наклонов (П2), 3) через 60 сек . после наклонов (П3). Рассчитайте индекс (И) по формуле: И = (П1 + П2 + П3 - 33) : 10.

Интерпретация результатов. Если полученный результат находится в пределах: 0-0,3 - состояние сердца отличное, 0,31-0,6 - хорошее, 0,61-0,90 - удовлетворительное, 0,91-1,20 - посредственное, более 1,20 - неудовлетворительное.

Практическая работа №3. ИЗУЧЕНИЕ «РЕФЛЕКСА НЫРЯЛЬЩИКА»

Работа поводится в учебном кабинете функциональной диагностики с использованием полиграфа М30.

Анализ и интерпретация результатов. См. Руководство «Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab».