ЗАНЯТИЕ № 12. ФИЗИОЛОГИЯ СВЕРТЫВАЮЩЕЙ И АНТИ-

СВЕРТЫВАЮЩЕЙ СИСТЕМ. ГРУППЫ КРОВИ.

 

Цель занятия: Знать физиологию свертывающей и антисвертывающей систем крови. Научиться решать тематические ситуационные задачи и сформировать представление по возможностям клинической оценки гемостаза. Научиться определять группы крови и усвоить их значение при переливании крови.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие о гемостазе. Процесс свертывания крови и его фазы.

2. Роль плазменных и клеточных факторов в образовании фибрина.

3. Свертывающая система крови.

4 Противосвертывающая система крови. Функциональная система, поддерживающая жидкое состояние крови.

5. Системы групп крови. Резус-фактор. Физиологические основы переливания крови.

6. Решение заданий из сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№11, 13-16, 34, 47-60 на стр. 6-13.

 

Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета:

Особенности свертывания крови у детей.

(ответ на вопрос №1 см. на стр. 3-4 справочного пособия “Здоровый ребенок” Савченкова Ю. И., Венгер Т. Ф., 1998).

Решение заданий из сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№61, 76, 78-81 на стр. 13-15.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ.

Ход работы. На предметное стекло наносится капля крови из пальца и пускается секундомер. Спустя 2 мин через каждые 20-30 секунд иглой стремятся поддеть каплю, отслеживая время появления фибриновых нитей, тянущихся за иглой.

Интерпретация результатов. Скорость свертывания крови учитывается в минутах от времени нанесения капли на предметное стекло до появления фибриновых нитей. В норме скорость свертывания крови по этой методике составляет 3-5 минут.