IV. Подбор текстов к пословицам.
Логопед обращает внимание учащихся на то, что у рассказов не было названий. Предлагает вместо названия сказать пословицу, подходящую к одному из рассказов.
Логопед называет одну из пословиц, например: «Песней поле не вспашешь*. Учащиеся пересказывают соответствующий рассказ. Аналогично проводится работа и с другими пословицами и рассказами.
V. Запись рассказов по памяти. Логопед предлагает учащимся вспомнить и записать любой
рассказ из предыдущих заданий, а вместо названия написать подходящую по смыслу пословицу.
VI. Итог занятия.
Логопед говорит: Вы сегодня познакомились с пословицами, разобрали их смысл. Если среди вас окажутся такие дети, как Миша, Алеша и Саша, напомните им эти пословицы и сами их не забывайте.
Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте рассказ «Кошка Муська». Составить письменное описание Муськи.
Котка Муська.
У Саши была кошка Муська. Муська была серенькая. Шерстка у нее лоснилась. У Муськи серенькие остренькие ушки, есть и усы. У Муськи красивый пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.
Задание 2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Придумайте название рассказа.
Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и не стала барахтаться, опустилась на дно. Другая лягушка продолжала барахтаться. Барахталась, барахталась и сбила из сметаны ком масла. Потом влезла на ком масла и выпрыгнула из кувшина. А первая лягушка так и осталась на дне кувшина.
Вопросы.
Какая из лягушек поступила правильно?
Кто назовет подходящую пословицу к этому рассказу?
Пословица для справки: Терпение и труд — все перетрут.
Дифференциация з—ж
Задание 1. Назовите в словах заяц, жук первый звук. Охарактеризуйте звуки з, ж. Сравните их по артикуляции. Назовите сходство и различие этих звуков.
Задание 2. Скажите, какие из этих звуков схожи по артикуляции. а, з, у, ж.
Задание 3. Запишите буквы а, ж:
а) опираясь на кисть руки логопеда;
б) ориентируясь на стрелки;
в) ориентируясь на условные значки;
г) под диктовку логопеда.
(См. методические указания на зв. с,ш)
Задание 4. Прочитайте слитно слоги и звукосочетания:
У з
Ж
УК
УК
>е и
\
УК УК
Дифференциация з — ж в слогах