Социально-культурная реабилитация
Социально-культурная реабилитация представляет собой процесс приобщения лиц с ограниченными возможностями к достояниям духовной и материальной культуры, а также реализации ими собственного творческого, художественного и интеллектуального потенциала.
Для этого необходимо прежде всего, чтобы театры и кинотеатры, музеи и выставки, различные фонды и библиотеки, цирки и дворцы культуры, залы филармоний и консерваторий были доступны инвалидам.
Для этого в нашей стране сознана соответствующая нормативно-правовая база, но в целом социокультурная политика в отношении инвалидов проводится недостаточно эффективно. Более того, в существующих законах недостаточное внимание уделяется разработке комплекса мероприятий, направленных на создание специальных условий для возможности полноценного творческого участия инвалидов в социокультурной жизни. Таким образом, правовых норм, которые бы определяли специфику развития социокультурной деятельности в сфере реабилитации, на сегодняшний день в нашей стране недостаточно.
Социокультурная деятельность как в мире, так и в России осуществляется по следующим основным направлениям:
1) Деятельность специализированных библиотек. В нашей стране существует Российская государственная библиотека для слепых (а также более 70 специализированных библиотек в разных субъектах Российской Федерации), Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих (а также сеть специализированных клубных библиотек). Понятно, что только жители крупных городов могут пользоваться этими библиотеками. Для жителей малых городов и деревень они почти недоступны: доставка «говорящих» книг и другой литературы по почте реализуется с большими ограничениями и трудностями. Хотя сегодня для слепых в широком ассортименте в продаже появились книги на МП 3-дисках, что несколько снизило остроту проблемы. Но, с другой стороны, именно посещение библиотек способствует выработке навыков коммуникации, самообслуживания и д.д., т.е. помогает реализовать социально-реабилитационную функцию.
2) Деятельность музеев. Многие музеи также играют определенную роль в социально-культурной реабилитации инвалидов, часто предоставляя им бесплатное обслуживание, проведение тематических мероприятий и реализуя некоторые технологии реабилитации (Государственный Эрмитаж, Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Политехнический музей, музей гуманитарного центра «Преодоление» в Москве, Курганский областной музей, Музей истории школы для слепых им. В.Я. Ерошенко и др.). Но, как и с библиотеками, проблема малодоступности музеев для инвалидов различных категорий также остается весьма острой.
3) Деятельность театров. В России с 1962 года работает Московский театр-студия мимики и жестов для глухих, в котором работают глухие актеры (это был первый в мире профессиональный театр подобной направленности). Всего в стране действует свыше 70 театров, где работают инвалиды с различными отклонениями (имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие, с соматическими заболеваниями и проблемами психического развития). Они реализуют различные направления искусства: цирковые представления, фольклор, кукольный театр и театр моды, музыкальное искусство и т.д.
4) Деятельность учебных заведений. Сегодня активно внедряется дистанционная форма образования, многие инвалиды выбирают профессии, связанные с культурой и искусством: становятся библиотекарями, специалистами по художественному оформлению, реставраторами музыкальных инструментов, актерами для специализированных театров (Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина ведет обучение по специальной программе для глухих) и т.д.
Таким образом, социокультурная сфера является важнейшим средством социальной реабилитации инвалидов и других категорий граждан, в ней нуждающихся. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере и поиск новых форм и методов интеграции инвалидов в социокультурную жизнь общества.
Тесты для самоконтроля
1.Что представляет собой социально-медицинская реабилитация?
а) восстановление утраченных навыков деятельности в быту;
б) комплекс мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека с нарушениями функций органов и систем;
в) восстановление способности человека к жизни в обществе;
г) обеспечение возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности.
2. Что является главной целью социально-медицинской реабилитации?
а) устранение признаков болезни;
б) изучение индивидуально-психологических особенностей больного;
в) максимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций до оптимального социально приемлемого уровня;
г) минимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций больного.
3. Какой термин используется для обозначения компенсацию частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств?
а) ортезирование;
б) протезирование;
в) хирургия;
г) терапия.
4. Что представляет собой социально-бытовая реабилитация?
а) приобретение или восстановление утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту;
б) комплекс мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека с нарушениями функций органов и систем;
в) восстановление способности человека к жизни в обществе;
г) обеспечение возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности.
5. С помощью социально-средовой терапии реализуется:
а) процесс деградации личности;
б) процесс накопления личностного потенциала;
в) процесс индивидуализации;
г) процесс социализации личности.
6. Социально-средовая ориентация предполагает:
а) установление взаимоотношений с людьми;
б) знакомство с территорией;
в) изучение находящихся на территории объектов;
г) все вышеперечисленное.
7. Какой вид социальной реабилитации проявляется в обеспечении возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности в условиях ограниченности человеческих возможностей?
а) социально-бытовая реабилитация;
б) социально-средовая реабилитация;
в) социально-профессиональная реабилитация;
г) социально-культурная реабилитация.
8. Что включает в себя оценка общего и профессионального образовательного статуса человека, имеющего ограниченные возможности?
а) сравнительный анализ характеристик образовательной деятельности;
б) определение возможности адаптации к труду за счет поддержания нужного психического состояния;
в) комплексный анализ характеристик образовательной деятельности и определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения;
г) определение реакции организма человека на трудовую деятельность.
9. На каких предприятиях осуществляется трудоустройство инвалидов в РФ?
а) на предприятиях общего типа на специальных рабочих местах;
б) на специализированных предприятиях или цехах;
в) на дому в рамках специализированного предприятия;
г) на любом из вышеперечисленных предприятий в зависимости от инвалидности.
10. В каком году был открыт первый в мире театр-студия мимики и жестов для глухих?
а) в 1961 году;
б) в 1962 году;
в) в 1962 году;
г) в 1964 году.