Социально-культурная реабилитация

 

Социально-культурная реабилитация представляет собой процесс приобщения лиц с ограниченными возможностями к достояниям духовной и материальной культуры, а также реализации ими собственного творческого, художественного и интеллектуального потенциала.

Для этого необходимо прежде всего, чтобы театры и кинотеатры, музеи и выставки, различные фонды и библиотеки, цирки и дворцы культуры, залы филармоний и консерваторий были доступны инвалидам.

Для этого в нашей стране сознана соответствующая нормативно-правовая база, но в целом социокультурная политика в отношении инвалидов проводится недостаточно эффективно. Более того, в существующих законах недостаточное внимание уделяется разработке комплекса мероприятий, направленных на создание специальных условий для возможности полноценного творческого участия инвалидов в социокультурной жизни. Таким образом, правовых норм, которые бы определяли специфику развития социокультурной деятельности в сфере реабилитации, на сегодняшний день в нашей стране недостаточно.

Социокультурная деятельность как в мире, так и в России осуществляется по следующим основным направлениям:

1) Деятельность специализированных библиотек. В нашей стране существует Российская государственная библиотека для слепых (а также более 70 специализированных библиотек в разных субъектах Российской Федерации), Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих (а также сеть специализированных клубных библиотек). Понятно, что только жители крупных городов могут пользоваться этими библиотеками. Для жителей малых городов и деревень они почти недоступны: доставка «говорящих» книг и другой литературы по почте реализуется с большими ограничениями и трудностями. Хотя сегодня для слепых в широком ассортименте в продаже появились книги на МП 3-дисках, что несколько снизило остроту проблемы. Но, с другой стороны, именно посещение библиотек способствует выработке навыков коммуникации, самообслуживания и д.д., т.е. помогает реализовать социально-реабилитационную функцию.

2) Деятельность музеев. Многие музеи также играют определенную роль в социально-культурной реабилитации инвалидов, часто предоставляя им бесплатное обслуживание, проведение тематических мероприятий и реализуя некоторые технологии реабилитации (Государственный Эрмитаж, Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Политехнический музей, музей гуманитарного центра «Преодоление» в Москве, Курганский областной музей, Музей истории школы для слепых им. В.Я. Ерошенко и др.). Но, как и с библиотеками, проблема малодоступности музеев для инвалидов различных категорий также остается весьма острой.

3) Деятельность театров. В России с 1962 года работает Московский театр-студия мимики и жестов для глухих, в котором работают глухие актеры (это был первый в мире профессиональный театр подобной направленности). Всего в стране действует свыше 70 театров, где работают инвалиды с различными отклонениями (имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие, с соматическими заболеваниями и проблемами психического развития). Они реализуют различные направления искусства: цирковые представления, фольклор, кукольный театр и театр моды, музыкальное искусство и т.д.

4) Деятельность учебных заведений. Сегодня активно внедряется дистанционная форма образования, многие инвалиды выбирают профессии, связанные с культурой и искусством: становятся библиотекарями, специалистами по художественному оформлению, реставраторами музыкальных инструментов, актерами для специализированных театров (Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина ведет обучение по специальной программе для глухих) и т.д.

Таким образом, социокультурная сфера является важнейшим средством социальной реабилитации инвалидов и других категорий граждан, в ней нуждающихся. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере и поиск новых форм и методов интеграции инвалидов в социокультурную жизнь общества.


Тесты для самоконтроля

 

1.Что представляет собой социально-медицинская реабилитация?

а) восстановление утраченных навыков деятельности в быту;

б) комплекс мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека с нарушениями функций органов и систем;

в) восстановление способности человека к жизни в обществе;

г) обеспечение возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности.

 

2. Что является главной целью социально-медицинской реабилитации?

а) устранение признаков болезни;

б) изучение индивидуально-психологических особенностей больного;

в) максимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций до оптимального социально приемлемого уровня;

г) минимальное восстановление общего состояния и нарушенных функций больного.

 

3. Какой термин используется для обозначения компенсацию частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств?

а) ортезирование;

б) протезирование;

в) хирургия;

г) терапия.

 

4. Что представляет собой социально-бытовая реабилитация?

а) приобретение или восстановление утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту;

б) комплекс мер, направленных на преодоление ограничений жизнедеятельности человека с нарушениями функций органов и систем;

в) восстановление способности человека к жизни в обществе;

г) обеспечение возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности.

 

5. С помощью социально-средовой терапии реализуется:

а) процесс деградации личности;

б) процесс накопления личностного потенциала;

в) процесс индивидуализации;

г) процесс социализации личности.

 

6. Социально-средовая ориентация предполагает:

а) установление взаимоотношений с людьми;

б) знакомство с территорией;

в) изучение находящихся на территории объектов;

г) все вышеперечисленное.

 

7. Какой вид социальной реабилитации проявляется в обеспечении возможности получения или сохранения подходящей трудовой деятельности в условиях ограниченности человеческих возможностей?

а) социально-бытовая реабилитация;

б) социально-средовая реабилитация;

в) социально-профессиональная реабилитация;

г) социально-культурная реабилитация.

 

8. Что включает в себя оценка общего и профессионального образовательного статуса человека, имеющего ограниченные возможности?

а) сравнительный анализ характеристик образовательной деятельности;

б) определение возможности адаптации к труду за счет поддержания нужного психического состояния;

в) комплексный анализ характеристик образовательной деятельности и определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения;

г) определение реакции организма человека на трудовую деятельность.

 

9. На каких предприятиях осуществляется трудоустройство инвалидов в РФ?

а) на предприятиях общего типа на специальных рабочих местах;

б) на специализированных предприятиях или цехах;

в) на дому в рамках специализированного предприятия;

г) на любом из вышеперечисленных предприятий в зависимости от инвалидности.

 

10. В каком году был открыт первый в мире театр-студия мимики и жестов для глухих?

а) в 1961 году;

б) в 1962 году;

в) в 1962 году;

г) в 1964 году.