Приставки

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Прочитайте слова. Выделите корень. Поход, выход, приход, заход;

б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем. (по-, вы-, при-, за-) (Это приставки);

в) Догадайтесь, как образовались эти слова. (При помощи приставок.)

Задание 2. Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку:

Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, при­нес; побежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал.

Задание 3. Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Образец: поход, повар.

б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;

в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, пе­редал, уполз, подлетел, подсадил, вшил.

Задание 4. Образуйте новые однокорениые слова, используя приставки, данные в таблице. Логопед вывешивает таблицу «Приставки». — Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.

-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, -шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал.

Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, от­бежал) к лодке. Алеша (поднес,' отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылезла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из трол­лейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влез­ла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.

Задание в. Спишите предложения. Вставьте пропущенную пристав­ку по- или за-. Обозначьте приставки и корень.

Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, -шумело море, -бежали волны.

Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.

-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учи­тельскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.

Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Хор пел еще одну песню (про-, от-). Маша несла ведра до крыльца (до-, об-).

Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие по смыс­лу приставки. Обозначьте их.

-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, — резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, I шел из школы, -нес в комнату.

Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смысля приставки. Выделите их.

Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты, I бежал из огорода и -бежал обратно в лес.

Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, ■ ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.

Суффиксы

Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень.

Ком, комок, комочек; садик, садочек; лесок, лесочек.

Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня, (-ок, -очек.)

Как она называется?

Подумайте, при помощи чего образовались эти слова.

Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите слова в тетрадь, обозначьте суффиксы и корень:

— А —Л

Образец: цветок, ножик.

а) Цветок, листок, грибок, лесок, дубок, уголок, ветерок, носок, голосок, глазок;

б) мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, топорик, карандашик, букетик, цветик, кустик;

в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик.

Игра «Кузовок» (по В.И. Далю).

«Вот кузовок, — говорит логопед и показывает корзиночку, — кладите в него все, что есть на -ок. *. Учащиеся подбирают сло­ва с суффиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради, обозначают суффикс.

Выигрывает, кто назовет большее количество слов.

Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суф­фикс.

Образец: Ира Ирочка, Валя Валечка, Надя

Наденька.

Ира — ... Рая — ... Надя — ... Зина — ... Валя — ... Миша — ...

Нина—...Галя — ... Петя — ... Света — ... Таня — ... Сережа — ... Марина — ... Зоя — ... Наташа — ...

Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите ко­рень и суффикс, обозначьте их.

Образец: рука рученька ручища.

Рука—... —...; нога —... —...; дом —... —...; глаз —... —...; стул —... —...; лоб —... —...; голова—... —...; лапа—... —....

Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обо­значьте их.

В свежем воздухе сверкает Первый чист...ий снеж... . И румянит детям щеки Легкий зимний холод... .

Одуванчик.

Цыплята нашли в саду бел...ий шар... . Он им очень понра­вился. Каждый хотел покатать шар... . Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер.... Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удив­ленные цыплята.

Задание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи суффикса. Обозначьте суффикс.

Образец: посадить деревья посадка деревьев. Побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить ого­род; подкормить посевы; сушить сено; обработать огород.

Задание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте.

/\

Образец: белый беленький.

Сладкий — ..., красный — ..., синий — ..., желтый — ..., молодой — ..., старый — ....

Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу.

Приставка Корень Суффикс Окончание
по сад к а

- Посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девоч­ка, полочка.