СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Твердые и мягкие согласные

Конспект занятий

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Ход занятий

I. Организационный момент. П. Твердые и мягкие согласные.

Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей:

«Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песен­ки. Садились на пенек и пели. Один медведь пел: "Та-та-та", а другой: "Тя-тя-тя"».

Какими были медведи? (Один был большой, другой малень­кий.)

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а малень­кий ласковым, мягким голосом.)»

«В песенке большого медведя согласный т звучал твердо, а в песенке маленького медведя т звучал мягко», — говорит логопед.

III. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь знак. (Мягкий согласный в конце слова.)

Задание 1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу, по звуча­нию последнего согласного, по написанию:

Угол — уголь; ел — ель; мел — мель;

брат — брать; топ — топь; хор — хорь.

Задание 2. Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию.

угол — уголь брат — брать хор — хорь.

Логопед задает вопрос: «Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак? »

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко.

Сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь.

IV. Итог занятия.

«Как могут звучать согласные? Как обозначается мягкость согласных в конце слова?» — спрашивает логопед.

Мягкий согласный в середине слова

Задание 1. Прослушайте слова. Сравните их по смыслу и звучанию:

Булка — Булька, полка — полька, уголки — угольки.

Задание 2. Прочитайте слова из задания 1. Сравните их по написа­нию.

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в словах согласный, кото­рый звучит мягко.

Горько, мыльный, больно, пальто, полька, долька, пыльно, калька.

Задание 4. Замените твердый согласный в конце слова на мягкий. Произнесите получившееся слово. Образец: жар жарь.

Стал, брат, ел, любит, хор, мел, угол, вес.

Задание 5. Замените твердый согласный в середине слова на мягкий и наоборот. Произнесите получившееся слово.

Банка, уголки, полка, булка.

Игра «Спрячем мягкий знак в середину» Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например: пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь — и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Образец: пень пеньки.

Обозначение мягкости согласных

при помощи гласных второго ряда

Конспект занятия

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Учить детей слышать мягкие согласные перед глас­ными второго ряда.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать гласные второго ряда.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

«Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце сло­ва конь, день, — говорит логопед. — (Мягко.) Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька. Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)*

III. Влияние гласных второго ряда на впереди стоящие со­гласные.

Логопед читает сказку «Хвастун»:

«Живет в стране Грамматика известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и

оно делается совершенно неузнаваемым: слово ел превращает­ся в ель, а консервная банка стала теплой банькой. Расхвастал­ся Мягкий знак: "Я, дескать, самый волшебный". Но некото­рые жители из страны Грамматика (гласные второго ряда) стали смеяться: "Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял". Так гласные второго ряда

поставили на место хвастунишку».

(По ГЛ. Сорокину.)

Логопед объясняет выражение поставили на место и спра­шивает: «Кто же поставил на место хвастунишку?»

Задание 1. Прослушайте слова, назовите согласный, который звучит мягко. (Логопед следит за тек, чтобы дети произносили согласный мяг­ко. Слова записывает на доске.)

Слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна, Лена, Люба.

«В этих словах есть мягкий знак? — спрашивает логопед. — (Нет.) Здесь буква я обозначает мягкость впереди стоящего со­гласного».

Задание 2. Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какие буквы обозначали мягкость согласных.

а) Тёрка, рёв, тётка, тёлка, сёмга;

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;

г) мир, тир, тигр, сито, вико, винт, синий. «Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных

(я, ё, ю, е, и), — спрашивает логопед. — Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мяг­ко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный второго ряда.)*

IV. Итог занятия.

Логопед обращается к детям: «Что нового вы узнали сегодня

на занятии?»

Тренировочные упражнения Буква л

Задание 1. Спишите слова, вставьте пропущенную букву: ...ма, ...щик, Зо..., по...с, ста..., мо... .

Задание 2. Спишите слова. Подчеркните букву я вместе с согласной. Назовите согласные, которые звучат мягко, что повлияло на смягчение согласной?

Образец: Коля

Коля, Катя, Валя, воля, пятка, пряник, пятка.

Задание 3. Вставьте пропущенную букву в словах.

П...тно, р...д, Ол..., вс...кий, овс.нка, в...жут, оз...б, п...тка, л...мка, р...дом.

Задание 4. Запишите слоги под диктовку.

Мя, ся, ля, вя, дя, бя, ря, кя, пя, дя, тя.

Задание 5. Запишите слова под диктовку, подчеркните букву я, обо­значающую мягкость согласного.

Яма, ящик, вялый, пятна, всякий, Зоя, моя, маяк, вянут, пряник, стая, мяса, слякоть, Яша, стоя.

Буква ё

Задания 1. Прослушайте слова, найдите мягкую согласную. Назови­те последующий гласный.

Алёна, сёмга, мёд, лёд, пёс, овёс, клён, козлёнок, рёв, Лёва, сёла, нёс.

Задание 2. Прочитайте слова. Назовите те слова, в которых гласный, обозначает мягкость согласного.

Крот, каёмка, поём, даём, рёв, свёкла, ковёр.

Задание 3. Вставьте пропущенную букву. Подчеркните мягкий со­гласный.

Кост...р, пл...тка, сл...зы, бр...вна, кл...ст, в...дра. Задание 4. Запишите слоги под диктовку. Сё, рё, вё, фё, бё, лё, гё, кё, мё, не, зё.

Задание 5. Запишите сочетания звуков под диктовку:

Алё, елё, орё, увё, свё, квё, слё, брё, плё.

Задание 6. Запишите слова под диктовку. Подчеркните мягкий со­гласный.

Алёна, орёл, увёл, свёкла, слёзы, брёвна, плётка, нёс, вёсла, козлёнок, поросёнок, утёнок.

Букваю

Задание 1. Прослушайте слова. Правильно произнесите согласный, стоящий впереди звука ю. (Логопед следит за тем, чтобы учащиеся про­износили согласный мягко.)

Плюшка, слюда, клюшка, блюдо, плюс, крючок, рюшка, Нюра, Люба, изюм.

Задание 2. Вставьте пропущенную букву. Подчеркните букву вместе с мягкой согласной.

Кр...к, с..да, ут...г, кл...ква, кл...ч, кл...вы, бл...до, сал...т, Л...ба.

Задание 3. Запишите слоги под диктовку.

Рю, сю, лю, пю, бю, ню, вю, зю, тю; крю, плю, брю, кню, злю, клю.

Задание 4. Запишите слова под диктовку. Подчеркните букву ю, обо­значающую мягкость.

Юра, юла, клюнул, брюква, юрта, мою, сплю, брюки, плюш­ка, люк, люди, юркий, юбка, рою, мою, утюг, салют, клюква. Слова для объяснения:брюква,юрта,юркий.

Буквае

Задание 1. Прослушайте слова. Правильно назовите согласный звук, (-тоящий перед звуком е. Как звучит согласный перед буквой е?

Метка, Вера, вены, вес, лес, мешок, ветка, мех, сетка, реп­ка, клетка, след.

С л ова для объяснения: вены, метка.

Задание 2. Вставьте пропущенную букву, назовите ее. Как она влияет на согласный, стоящий впереди?

Л...с, в...с, м...сто, т.-.сно, пр...сный, с.тка, з...бра, в...рба, м...б...ль, л...б...дь, в...рблюд, в...рный, кр...пкий.

Задание 3. Из данных слов выпишите слоги, в которых буква е стоит перед согласным.

Езда, вела, дела, едут, лес, ел, мел, сел, вес, камень, енот, воробей, верба, ездок, ерши, репка.

Задание 4. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку.

Ре, се, ле, не, не, бе, де, ке, ге, зе, ве; пре, кре, вре, кле, бре, зре, осе, все; уре, оре, оле, ире, оке, оге. Задание 5. Запишите слова под диктовку.

Пресный, крепко, время, клетка, зрелый, всем, горе, оке­ан, все, плеск, блеск, зевнул, сев, посевы, прелый, дело, кеды, гетры, весы, пенал, зебра, верба.

Буква и

Задание 1. Прослушайте слова. Определите гласный, обозначающий мягкость согласного:

Рис, сито, кино, лиса, зима, тихо, мир, пир.

Задание 2. Запомните и произнесите ряд слов. Назовите гласный,о-бозначающий мягкость согласного. Правильно произнесите согласный:

Рис — тихо — лиса; зима — сила — пир; киса — миска — кино; мир — липа — мирный; кринка — лист — сила.

Задание 3. Выпишите слова, в которых буква и обозначает мягкость согласного:

Ира, Рита, ноги, икра, Лида, Ида, тихо, гири, синий, икры, руки, игры, зима, пир, плитка.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните мягкую со­гласную.

Дожд..., ног..., п...хта, б...тый, сапог..., говор..., наступа­ла, кормуш..., в...нт, в...зг, ...ра, К...ра.

Задание 5. Вспомните и запишите имена буквой и. Подчеркните мяг­кие согласные, вместе с буквой и.

Слова для справок:Ира,Инна,Зина,Нина,Витя,

Рита, Кира, Илья, Мила, Вика.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. Ми, пи, ли, ти, ри, ки, ги, си, зи, ви; сми, сти, зри, кри, пли, три, вли; опи, ори, ки, ули, уси, иси, али, ели, ози.

Задание 7. Запишите слова под диктовку.

Смирно, стихло, крик, плитка, стриж, спали, встали, видно, улица, улитка, спина, вишня, пила, лимон, рис, ноги, гитара.

Звуко-буквенный анализ слов Тренировочные упражнения на выделение заданного звука

Задание 1. Прослушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинако­вые звуки в слогах каждого ряда.

та тоту ка ко ку

па по пу ла ло лу

са — со —- су ра ро ру

мо то по мы ты пы

ат от ут ак ок ук

ап оп уп ал ол ул

ас ос ус ар ор ур

ас ап ат ус уп ут

ос оп от ис ип ит

Задание 2. Прослушайте стихотворение Л. Куклина «На один звук».

Вот сколько на к я сумею сказать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор...

— Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на т сумеешь назвать?

— Топор, табуретка, тарелка и ложка...

— Ты, кажется, что-то напутал немножко!

— Ну ладно, я больше сбиваться не буду. Послушайте, на с назову я посуду: Стакан, сковородка, солонка и... кошка.

— А кошка откуда? - Залезла в окошко!

— Спроси лучше кошку — откуда пришла И вся ли посуда на кухне цела?

Логопед. Какие ошибки допустил мальчик, придумывая слова на зву­ки т, с?

(Если учащиеся забыли эти слова, можно эти строчки прочитать еще раз.)

Задание 3. Вспомните слова из стихотворения «На один звук», кото­рые начинаются со звука т. Придумайте сами слова на этот звук.

Задание 4. Вспомните слова из того же стихотворения, которые начи­наются со звука с. Придумайте сами слова на этот звук.

Задание 5. Игра «Кто больше назовет слов на заданный звук?».

Логопед называет звук, ученики придумывают и называют слова с этим звуком. За каждое правильно названное слово ученик получает кружочек. В конце игры подсчитывается количество кружочков у каждого ученика. Выигрывает тот, у кого их больше.

Задание 6. Прослушайте слова. Определите наличие и место (начало, середина, конец слова) заданного звука в словах (см. слова ниже). (Логопед называет слово, не выделяя голосом заданный звук.)

Задание 7. Назовите картинку. Определите наличие и место заданно­го звука в ее названии (см. перечень картинок ниже).

(Логопед показывает картинку, не называя ее, выделенные слова объяс­няет.) щ1%9§

Приблизительный перечень слов и картинок на звук п

Слова: пол, путник, упал, суп, капли, пусто, платок, хло­пок, полет, пыль, записка, трап, тулуп, пух, поплакать, про­пустить.

 

на звук т

Слова: торф, петли, кот, боты, рот, столы, пилот, то­пор, везет, поет, топот, табурет, автомат.

на звук к

на звук х

Слова: куст, сук, стакан, капкан, комок, кукушка, кнут, клюшка, скакать, скатерть, рыбак, кулак, крыша, комарищ локоть, сказка, котенок, лоскуток.

Слова: храбрый, мех, хлопок, хохот, лопухи, грохот, смех, ухо, хмурый, хлястик, глухой, охрип, хвастун, лохматый, хорь, вихрастый, скоморох, хохлатка.

на звук с

на звук л

Слова: сок, нос, кусок, масло, сластена, сокол, волос, кус~ ты, кросс, пастух, голос, свистун, смастерил, расплакался, квас, колос, осока, класс.

Слова: ложка, план, упал, плата, колокол, пилот, пла­кат, хлынул, лужа, сломал, клык, ласковый, пласт, колоколь­чик, лыко, молоко, плыл, укол, волосы, лысый, ломать, сла­лом, заплатка.

на звук р

на звук ш

Слова: трава, утро, рокот, тростник, завтрак, рот, во­ронка, дорога, родина, брусника, фарфор, разговор, провод,рыба, оркестр, разгружать, прорубь, рукав, мотор, ручей.

Слова: шум, лошадка, наш, ваш., кукушка, опушка, ша­лун, шалаш, игрушка, школа, школьник, камыш., подушка, ша­лунишка, бабушка, финиш, шиповник, кувшин, шутка, ошей­ник.

на звук а

на звук о

Слова: арбуз, сад, март, малина, аптека, асфальт, зано­за, сам, сахар, аккуратный, Анна, бак, банка, аленький, Але­на, плита, Алик, автобус, ветла.

Словарь: рот, поле, окна, бревно, кольца, озеро, осень, трый, осторожно, крошки, соль, солнышко, сокол, осока, ко сья, мох. Рома, точка, Оля, ясно, смешно, бедро.

 

на звуку на звук»

Слова: улица, кукла, умный, несу, русый, пасу, услуга, 1 Слова: мы, мыс, кумыс, часы, сын,рыба, сыр, малыш, усы,

руки, рисуй, рисунок, музыка, сукно, сутулый, усатый,русло, лысый, торты, слоны, рыбаки, рыбы, узник, узкий, пишу, клуб.

Звуковой анализ односложных слов Конспект занятия

Тема. Звуковой анализ слова.

Цель. Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове.

Оборудование. Буквы, картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать слово на звук к. После этого дети занимают свои места.

II. Звуко-буквенный анализ слова.

Задание 1. Логопед предлагает детям послушать, как звучит слово кот. Три раза произносит слово, выделяет голосом каждый последую­щий звук. Затем просит назвать звуки по порядку.

Аналогично ведется работа над словами сон, мак, рак, нос, шар. После этого слова записывают. Ученики должны проговаривать слова вслух, четко произнося каждый звук.

Задание 2. Логопед предлагает ученикам назвать картинки, выделяя голосом каждый звук, например, сук, дом и др. Затем назвать звуки в этих словах по порядку. Подсчитать их количество. Записать слова в тет­радь, проговаривая каждый звук.

Задание 3. Логопед дает детям задание назвать недостающую букву в слове. Ученикам предъявляются картинки с изображением шара, сома, сыра, мака, на доске записаны слова с пропущенной буквой. Дети читают слова, называют пропущенную букву.

**• мр

Задание 4. Запишите слова, вставляя пропущенную букву. Использу­ется материал предыдущего задания.

«Если пропускается хоть один звук или буква — слова не получатся», — делает вывод логопед. Ш. Итог занятия.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Догадайтесь, какое получится слово, если соединить буквы, р—о—т с—ы—р с—т—о—л к—р—а—н

М—О—X Н—О—С С—Т—у—'Л К—р—О—Г

(Логопед знакомит учеников с условным обозначением гласных и со­гласных звуков-букв. Гласные буквы обозначают кружочком красного цвета, согласные — кружочком синего цвета).

Задание 2. Составьте схемы слов:

Сук, мох, мех, лом, мел, куст, мост, гром, смех, брат.

Задание 3. Подберите соответствующую картинку к схеме.

(Логопед выставляет картинки, внизу под картинками вперемешку даются схемы. Ученик называет картинку и указывает на соответству­ющую схему. Затем записывает слово под схемой, проговаривая каж­дый звук.)

Приблизительный перечень картинок: мэр, ком, дым, крот, куст.

Схемы: у, ы, а, 2» а

Задание 4. Составьте слова из букв разрезной азбуки. Запишите их: стук, смех, звон, кран, стоп.

(Логопед называет слово, ученики повторяют его, проговаривая пра­вильно каждый звук, находят соответствующие буквы в разрезной азбу­ке, затем записывают получившееся слово в тетрадь.)

Задание 5. Составьте подписи к картинкам из букв разрезной азбуки, затем запишите слова.

Приблизительный перечень картинок: крот, куст, плот, кран.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, какие получи­лись слова; запишите их:

мл, мл, мл, мл, мл, мл, мл, м—л Для справок: е, ё, и, я, а, о, ы, у.

Задание 7. Прочитайте пары слов. Сравните их по смыслу и звуча­нию. Запишите:

Нос — сон; пот — топ; сор — рос; кот — ток; лес — сел; дар — рад.

Конспект занятия

Тема. Звуко-буквенный анализ слов. Цель. Закрепление материала по данной теме. Оборудование. Буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся придумать и назвать по одно­му слову, состоящему из одного слога.

П. Работа с текстом «Вот что с буквами случилось» С. Пого-реловского.

«Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину "Победа". Написал под картинкой печатными буквами слово ПОБЕДА. (Логопед предлагает одному из учеников выложить из букв раз­резной азбуки это слово, в случае затруднения помогает.) Заг­лянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква П.

— Поставлю ее, — думает, — перед своим домом. Хорошие воротабудут.

Взял букву и унес. (Другой ученик снимает букву П.) Пришел Медведь хмурый и жаловаться стал: — Нет у меня сегодня...

— ОБЕДА, — подсказали буквы.

— Верно! — рявкнул Медведь. — Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял он букву О под мыш­ку и потопал на пасеку. (Третий ученик снимает букву О.)

А на лужайку выпрыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он уви­дел страшное слово БЕДА.

— Ой, где беда? — заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву Б. Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчал­ся в лес. (Четвертый ученик снимает букву Б.)

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел — ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек — сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой. (Пятый ученик снимает букву Е.)

Тут пришел Баран. Заблеял обиженно:

— Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?

И видит слово — ДА. Разозлился Баран. Разбежался, уда­рил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. (Шестой ученик снимает букву Д.) Осталась последняя буква А. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только горько плакать: а-а-а...»

«Давайте утешим букву А, — предлагает логопед, — приду­май интересную работу. Добавим к словам жар, пар, рот, сам, лес букву А. Теперь скажите, какие получились слова. Объяс­ните их значение. Запишите их».

Игра «Найди спрятавшееся слово».

На доске написаны слова: хлев, столб, щель, укол, зубр, коса, полк, волк.

«В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Найдите эти слова и запишите их», — говорит логопед.

Игра «Флот помог».

На доске слева написаны слова: пена, шар, бор, метр, — спра­ва слово флот.

Логопед предлагает: «Выберите из слова флот по одной букве, подходящей по смыслу к данным словам, и напишите ее в конце слова. Прочитайте получившиеся слова».

Слова для справок: пенал,шарф,борт,метро. Разгадывание шарад

Меня найдешь на дереве, На клумбе и на грядке, В журнале и в альбоме, И в книге и в тетрадке. Но птицей стать я захотел И мне не надо буквы Л. Мне А в начале напиши И как зовут меня — реши. (Лист аист.)

Недалеко разгадка скрыта, Не очень трудное задание: Возьми три буквы алфавита, Из них легко построишь здание. Изменишь букву ты вначале, И пропадет постройка вмиг, Получишь то, что ты встречаешь Не раз на полочке для книг. Теперь у найденного слова Начало переменим снова И даже удивимся сами: Какая рыбина с усами!

(Дом том сом.)

III. Итог занятия.

Логопед спрашивает: «Что вам понравилось на занятии?»

Проверочные задания

Для проверки знаний учащихся По отработанным темам ло­гопед может дать задания ученикам на карточках.

Приблизительное содержание карто­чек.

Карточка 1.1. Рассмотри и назови картинки. Сделай схемы слов.

2. Сосчитай и запиши количество букв в словах.

3. Запиши слова в тетрадь.

4. Проверь правильность написания слов по схемам.

Приблизительный перечень картинок: крот, кран, стул, куст, мост.

Карточка 2. 1. Сделай схемы слов. Впиши в схему только гласные, покажи их количество цифрой.

2. Запиши слова по слогам.

3. Проверь правильность написания слов по схемам.

Приблизительный перечень картинок: букет, платок, парта, ручка, книга.

Карточка 3.1. Сделай схемы слов. Запиши только гласные, покажи их количество.

2. Запиши слова по слогам. Поставь ударение в словах.

3. Проверь правильность написания слов по схемам.

Приблизительный перечень картинок: малина, рубашка, дерево, дедушка.

Карточка 4.1. Прочитай слова. Запомни их. Закрой

карточку. Запиши слова по слогам по памяти: мошка, ловили, лоси, кошка.

2. Поставь ударение в словах.

3. Составь схему на самое трудное для тебя слово.

4. Проверь правильность написания слов.

Карточка 5. 1. Рассмотри картинки, запомни их. Закрой карточку. Запиши названия картинок по памяти.

2. Поставь ударение в словах.

3. Проверь правильность написания слов. Приблизительный перечень картинок:

рыба, репка, коньки, лапа, руки.

Карточка 6. Придумай и запиши слова по данным схемам:

у б о ыу* ы и и

о* о*о о о* о* о* о» о* о*о

Слова для справок:бусы,сидит,столы,чужой.

Карточка 7.1.Прочитай предложение. Наташа моет руки брату.

Запомни его. Закрой карточку.

2. Напиши предложение по памяти, деля сло­ва на слоги.

3. Проверь, правильно ли ты написал предло­жение.

Карточка 8. 1. Прочитай предложения. Подул ветер. Небо потемнело. Полил дождик. Запомни. Переверни карточку.

2. Запиши предложения по памяти, дели сло­ва на слоги.

3. Проверь, правильно ли ты написал предло­жения.

Карточка 9.1. Прочитай предложения. Рыбаки ловили рыбу. Много рыбы. Будет вкусная уха. Запомни их. Переверни карточку.

2. Запиши предложения по памяти, прогова­ривая слоги. Проверь, правильно ли ты выпол­нил работу.

Карточка 10.1. Рассмотри картинки и схемы.

2. Составь и запиши по ним предложения, деля слова на слоги.

Карточка 11. 1. Прочитай предложения. Выпиши предло­жения в порядке данных схем так, чтобы получился рассказ.

2. Какой из текстов можно назвать рассказом? Почему?

1.

I

8. |

4.

Цветы ожили.Стояла жара. Полил дождик. Засохли цветы.