Занятие 1

Тема. Слово.

Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения; практическое усвоение слов, обо­значающих живые и неживые предметы; развитие зрительно­го внимания и памяти.

Оборудование. Картинки, изображающие одушевлен­ные и неодушевленные предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель занятий.

П. Работа с предложением.

Логопед называет предложение из двух слов: «Дети насы­пали». Затем задает вопросы: «Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узна­ли, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложе­ние: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще до­бавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы до­бавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнава­ли все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит пред­ложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять пол­ные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы бу­дем заниматься сегодня на занятии».

III.Работа со словом.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки из­дают корова, собака; лягушка ит. д. Дети воспроизводят зву­коподражания. Логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний» затем называет ряд слов: гулять, писать, пить. «А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В пер­вом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было не­понятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл».

Различие слов и звукосочетаний.

Игра «Определи слово».Ученикам раздают картинки, изоб­ражающие различных животных и предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемежку называет слова и соответ­ствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (кот, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответ­ствующую картину и объяснить, почему на слово кот они под­няли картинку, а на звукосочетание (пул, бакуса) — не подня­ли (кот это слово, а пул это не слово, а набор звуков).

Слова, обозначающие предметы.

Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, изадает вопрос: что? Ученики должны ответить одним сло­вом, например: стол, доска, стул и т. п.

Вопросы. Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)

Как я спрашивала? (Что?) «Слово что? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы».

Слова обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изоб­ражающие неживые предметы, во второй ряд — картинки, изображающие живые объекты. Затем он ставит вопрос к кар­тинкам первого ряда: что? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и др. К картинкам второго ряда ста­вится вопрос: кто? (Коза, собака, кошка и др.)

Вопросы:

Какой вопрос я задавала сначала? (Что?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто?) Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим — кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие живые.)

Если ученики затруднятся в правильном ответе, необходи­мо дать им представление о живом объекте и неживом предме­те. Логопед предлагает ученикам сравнить девочку Лену с кук­лой Леной. При этом выясняется сходство и различие (девочка Лена и кукла Лена похожи, но девочка отличается от куклы тем, что может самостоятельно ходить, прыгать, обслуживать себя и т. п., а кукла этого не может.) Вопрос почему? ориенти­рует детей на самостоятельный вывод (девочка живая, а кукла неживая игрушка).

Далее логопед спрашивает, сначала указывая не девочку: кто? (Девочка.), затем, указывая на куклу: что? (Кукла.) и просит де­тей повторить, как он спрашивал про девочку и как про куклу.

«К каким предметам мы будем ставить вопрос: кто?, к ка­ким — что? » (К живым и неживым.)

Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Логопед ставит на доску вперемежку картинки, изобража-V* ющие живые предметы, и предлагает ученикам разложить их ч?^ на две группы: живые объекты и неживые — и поставить соот-"ч ветствующие вопросы.

IV. Упражнения для развития зрительноговнимания ипа­мяти.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изоб­ражающие живые и неживые предметы, назвать сначала толь­ко первые, затем вторые. Например, предлагаются картинки с изображениями стола, коровы, листа, козы. (Постепенно ко­личество картинок в ряду увеличивают.)