Занятие 1
Тема. Слово.
Цель. Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения; практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы; развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование. Картинки, изображающие одушевленные и неодушевленные предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель занятий.
П. Работа с предложением.
Логопед называет предложение из двух слов: «Дети насыпали». Затем задает вопросы: «Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии».
III.Работа со словом.
Логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака; лягушка ит. д. Дети воспроизводят звукоподражания. Логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний» затем называет ряд слов: гулять, писать, пить. «А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл».
Различие слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово».Ученикам раздают картинки, изображающие различных животных и предметы, например кота, корову, сапоги. Логопед вперемежку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (кот, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картину и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на звукосочетание (пул, бакуса) — не подняли (кот — это слово, а пул — это не слово, а набор звуков).
Слова, обозначающие предметы.
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, изадает вопрос: что? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. п.
Вопросы. Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)
Как я спрашивала? (Что?) «Слово что? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что?) Этот вопрос мы ставим к словам, которые обозначают предметы».
Слова обозначающие живые и неживые предметы.
Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд — картинки, изображающие живые объекты. Затем он ставит вопрос к картинкам первого ряда: что? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и др. К картинкам второго ряда ставится вопрос: кто? (Коза, собака, кошка и др.)
Вопросы:
Какой вопрос я задавала сначала? (Что?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто?) Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим — кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие — живые.)
Если ученики затруднятся в правильном ответе, необходимо дать им представление о живом объекте и неживом предмете. Логопед предлагает ученикам сравнить девочку Лену с куклой Леной. При этом выясняется сходство и различие (девочка Лена и кукла Лена похожи, но девочка отличается от куклы тем, что может самостоятельно ходить, прыгать, обслуживать себя и т. п., а кукла этого не может.) Вопрос почему? ориентирует детей на самостоятельный вывод (девочка живая, а кукла неживая — игрушка).
Далее логопед спрашивает, сначала указывая не девочку: кто? (Девочка.), затем, указывая на куклу: что? (Кукла.) и просит детей повторить, как он спрашивал про девочку и как про куклу.
«К каким предметам мы будем ставить вопрос: кто?, к каким — что? » (К живым и неживым.)
Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы.
Логопед ставит на доску вперемежку картинки, изобража-V* ющие живые предметы, и предлагает ученикам разложить их ч?^ на две группы: живые объекты и неживые — и поставить соот-"ч ветствующие вопросы.
IV. Упражнения для развития зрительноговнимания ипамяти.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, назвать сначала только первые, затем вторые. Например, предлагаются картинки с изображениями стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивают.)