Технология свободного труда (С. Френе)
Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться.
Ларошфуко
Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение зановое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: биогенная + социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СДП. По характеру содержания: воспитывающая + обучающая, светская, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: альтернативная.
По подходу к ребенку: антропоцентрическая.
По преобладающему методу: проблемная, саморазвивающая.
По направлению модернизации: альтернативная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
• Всестороннее воспитание.
Концептуальные положения
• Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей.
• Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса.
• Общественно-полезный труд на всех этапах обучения.
• Большое внимание школьному самоуправлению.
• Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей.
• Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).