Творческая (пойэтическая) – искусство и ремесло
Здесь Аристотель остаётся верным последователем своих предшественников. Пифагор тоже считал умозрительное созерцание самым достойным занятием. Пифагорейцы были инициаторами такого типа жизни, который они сами называли "bios theoretikos", "созерцательная жизнь", т.е. жизнь проводимая в поисках истины и блага, путь познания, которое и есть высшее очищение (соединение с божественным). Платон великолепно описал такой тип жизни в диалогах "Горгий", "Федон" и "Теэтет". Сравнивая жизнь с олимпийскими играми, Пифагор говорил: «Иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины».
Но практическая эпистема не имеет самодовлеющей ценности, её целью являются поступки. В «Никомаховой этике», главном этическом сочинении Аристотеля, задана цель практической эпистемы: «Итак, поскольку нынешние наши занятия не ставят себе, как другие, цель только созерцания (мы ведь проводим исследование не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку), постольку необходимо внимательно рассмотреть то, что относится к поступкам, а именно, как следует поступать».
Здесь мы тоже встречаем сравнение с олимпийскими играми, но какая разница! «Подобно тому, как на олимпийских состязаниях венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует в состязании (ибо победители бывают из их числа), так и в жизни прекрасного, благого достигают те, кто совершает правильные поступки».
Практическая деятельность основана на знании. Практика, в отличие от теории, знание применяет и тем самым проверяет. В XIX в, в марксистской философии был сформулирован тезис «практика – критерий истины».
Отличие практических наук от производительных состоит в том, что в практической эпистеме деятельность по реализации этического идеала и носитель этого идеала, человек, нераздельны, а в производительной эпистеме созданный мастером по его замыслу предмет оценивается по своим собственным достоинствам.
Студенты нередко недоумевают, почему физика не относится к практической эпистеме, ведь физические знания составляют основу технических наук, необходимых для производственной деятельности. Но во времена Аристотеля в производительной деятельности имманентно содержались все необходимые для её осуществления знания, по ходу дела шло и обучение. Физика стала основой практики позднее, в Новое время, а тогда, в IV в. до н.э., в жизни Аристотеля практической деятельностью, достойной гражданина, была политика. Аристотель родился в Македонии, учился в Афинах, совершал поездки в различные греческие полисы – Митилену, Лампсак, Атарней и составлял по просьбе правителей городов-государств своды законов. Без специальных знаний о государственном устройстве, о типах государства, о наилучшем из них, такая практика невозможна.
Появление категории «практика» смещает акцент в трактовке цели познания. Природа человека – духовно-практическая, деятельная. Чистая бесполезная истина – достойная цель, но знание должно служить улучшению жизни.
Понятие «опыт» введено Аристотелем в трактате «Метафизика». Память — это хранилище чувственных впечатлений, и "появляется опыт у людей благодаря памяти". При этом к опыту не добавляется ничего внешнего для его создания: опыт просто складывается из непроизвольных ассоциаций памяти. Даже животные к "опыту причастны", потому что опыт предполагает лишь чувственность и память. «Собака палку помнит…». В первоначальной трактовке опытное познание тождественно чувственному познанию, поэтому термины «сенсуализм» и «эмпиризм» можно использовать как синонимы.
Это показывает, что опыт не возвышает нас над животными, а практика возвышает. Практическая эпистема – получение и использование истинного знания для осуществления какой-то деятельности, а опыт действует методом «проб и ошибок». В дальнейшем слова «практика» и «опыт» стали употреблять как синонимы, забывая об их первоначальном значении. Причины этого можно увидеть, во-первых, в том, что деятельность всё больше и больше интеллектуализируется. Во-вторых, в практике применяется не только теоретическое знание, но и знание, полученное опытным путём. Применение чисто теоретического знания вообще проблематично. И если мы говорим, что какое-то знание «выведено из опыта» или «получено на практике», то это означает нередко одно и то же. Например, К.Маркс дал определение практики как «чувственной предметной деятельности» («Тезисы о Фейербахе»).
Опыт порождает такой вид знания, как умение. По-гречески опыт – эмпирия. Эмпирическое знание имеет практическое значение, но на уровень теории не выходит.
Теоретическая мысль в эту эпоху формируется как продолжение практической деятельности. Первое выделение и само наименование наук связаны со стихийным их разделением, так что «наука и искусство возникают у людей через опыт». Даже термины, которыми обозначали науки и искусства, показывают их смешение. Так, "геометрия" есть искусство измерения земли, или межевание, "логистика" (платоновское наименование современной арифметики) – искусство счета, использовавшееся купцами, "диалектика" — искусство ведения беседы при помощи вопросов и ответов, "эристика" — искусство спора и т.д.
Из этого, однако, вытекает связь опыта с такой высшей формой деятельности, как искусство, которое кажется результатом накопления и обобщения опытного знания. Именно практический аспект различных искусств был главной причиной подобного смешения, крепко связывавшего искусство с их эмпирическими источниками: В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства. Мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта.
Для практической деятельности неосознанные инстинктивные ассоциации опыта оказываются более эффективными, чем ясное знание слишком общих истин: «Вот почему некоторые, не будучи знатоками [общих вопросов], в каждом отдельном случае поступают лучше иных знатоков [общих правил] и вообще опытны в других вещах. Так, если, зная, что постное мясо хорошо переваривается и полезно для здоровья, не знать, какое [мясо бывает] постным, здоровья не добиться, и скорее добьется [здоровья] тот, кто знает, что (постное и) полезное для здоровья [мясо] птиц».
Знание о том, что куриное мясо легко усваивается, — это истина, случайно и непреднамеренно полученная из опыта, но позволяющая действовать с пользой для здоровья, что было бы невозможно, если придерживаться лишь общего представления о необходимости легкой пищи в период выздоровления. Аристотель смог, таким образом, показать, что во всяком искусстве должна непременно содержаться доля опытного знания. «Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство — знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, — для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении...».
Будучи сыном врача и сведущим в медицине учёным, Аристотель приводит примеры из этой области. В медицине всегда существует более или менее серьезный разрыв между общей идеей человека или идеей болезни, как их определяет биология, и конкретным больным, а также тем, как его лечит врач. Это довод в пользу того, что медицина не совсем наука, а скорее искусство, и она не может руководствоваться лишь общими научно обоснованными идеями. Разрыв, отделяющий общую истину от реальности, в которой осуществляется действие, она должна заполнить опытным знанием, в той или иной степени не поддающимся формулировке. Вот почему медицинское образование всегда включает клиническую подготовку, во время которой будущему врачу для накопления опыта демонстрируют больных.
Тем не менее, не стоит делать вывод, будто искусство — это простой опыт: «Мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту». Например, мы считаем, что врач, как человек искусства, в конце концов, более компетентен, чем знахарь, как простой практик. Это происходит потому, что искусство содержит определенное представление об основаниях своих действий, в то время как пракгики ограничиваются знанием того, что нужно делать: ...Первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают "что", но не знают "почему"; владеющие же искусством знают "почему", т. е. знают причину.
Знание оснований эффективных действий — гарантия более высокой эффективности: «Ибо владеющие искусством способны научить». Поэтому образование должно включать в себя объяснение и рассуждение, в то время как практическое знание передается с помощью внушения и подражания (так, например, передается опыт знахарей). «А потому мы считаем, что искусство в большей мере знание, нежели опыт». Искусство содержит научный элемент в той мере, в какой оно содержит элемент обобщения и рассуждения в познании оснований и причин деятельности. Поэтому нельзя сказать, что наука и искусство совпадают с опытом, — просто «наука и искусство возникают у людей через опыт». Опытное знание, следовательно, выступает как исторический источник всякого знания, в то время как искусство обеспечивает связь и переход от простой эмпирической эффективности к научному знанию.
Аристотель в «Метафизике» не рассматривает различие между искусством и наукой, но ссылается на «Никомахову этику». В ней же искусство в общем определено как владение средствами ремесленного производства: «Всякое искусство имеет дело с возникновением, и быть искусным — значит разуметь, как возникает нечто из вещей, могущих быть и не быть».
Эта формулировка предполагает определение, которое дал творчеству Платон: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами». Слово «творчество» действительно этимологически обозначает в греческом языке акт «делания». А делание существенным образом состоит в производстве того, чего не существует, то есть в творении. Если же искусство определяется как творчество, то оно обращено на то, что может или существовать, или не существовать, то есть на то, что само по себе случайно. Именно в этом оно противостоит науке, потому что «известное нам по «науке не может быть и таким и иным. Математическая истина, например, не поддается изменению. Поэтому наука есть знание о том, что «существует с необходимостью», если, в противовес случайному, необходимое — это то, чему «необходимо быть именно так».
Из этого определения вытекает, что «необходимое не может быть подвластно нашим действиям». Таким образом, необходимое становится предметом чисто умозрительной, созерцательной деятельности, и отличие науки от искусства сводится к отличию «созерцательности» от «действия», или, по-гречески, «теории» от «практики». Поэтому исторически наука могла появиться лишь тогда, «когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие».
Таким образом, условием появления науки было достаточное развитие производительных сил в эмпирической деятельности и в искусстве, которые, следовательно, предшествовали науке не только по содержанию, как формы знания, но и как практические силы. Наука – это результат победы над материальной необходимостью, доказательство превосходства и свободы, и для ее развития первым условием должно быть наличие досуга, как отмечал уже Платон в диалоге «Теэтет»: «Поэтому математические искусства были созданы прежде всего в Египте, ибо там было предоставлено жрецам время для досуга».
Конечно, состояние египетской математики, очень близкое к простому набору истин, случайно открытых в ходе практической деятельности, заслуживает лишь названия «искусство», но в искусстве уже обнаруживается тенденция к научности, вследствие которой по сравнению с просто опытными людьми (simple empirique) люди искусства воспринимаются как более сведущие «не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знанием и знают причины». Человек искусства отличается от просто опытного человека знанием причин и оснований, но он остается практиком и не доходит до созерцания необходимого, которое по-настоящему достигается лишь в научном знании.
Но за научным знанием проглядывает еще знание философское. Дело в том, что науки исторически возникли как результат раздробления практического знания и разделения труда в искусствах. В различиях их предметов и методов сохранилось нечто от той раздробленности и случайности, которые связаны с их происхождением. Поэтому им можно противопоставить высшее единство знания в философии. Действительно, «эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук» – так же, «как, например, науки математические». Весьма распространено мнение, что такая наука, как математика, может увенчать знание и заменить философию, и уже в эпоху Аристотеля «математика стала для нынешних [мудрецов] философией». Это не могло удовлетворить Аристотеля, который тонко чувствовал различие предметов наук, их методов и требовал «точности для каждого рода [предметов] в той степени, в какой это допускает природа предмета». А математическое доказательство не имеет универсального применения и потому не способно достичь объединения знания. Последнее необходимо искать вне всех частных наук — в той «первой науке», под которой Аристотель понимал философию. Термин «первая наука» не однозначен, поскольку философия, завершая научный поиск, находится в конце исторического развития знания и, следовательно, появляется последней, в то время как чувственное и историческое знание образуются первыми. Этот порядок очередности, порядок исторического развития человеческого знания, не совпадает с рациональным порядком научных и философских обоснований.
Процесс доказательства или обоснования состоит в отсылке к истинам более высокого порядка, с тем, чтобы показать, что чувственные и опытные истины от них зависимы. Но если истины, от которых зависит доказательство, открылись последними в ходе исторического развития знания, то с них же необходимо начинать любое рассуждение, показывающее, как истины естественно следуют одна из другой. Тому, что является «первым для нас», противостоит то, что «естественно первое». Таким образом, сова — птица Минервы — это истинный символ мысли, поскольку «действительно, каков дневной свет для летучих мышей, таково для разума в нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего». Смысл такого сравнения ясен: оно означает, что философское знание не естественно для человеческого разума.