Знание – это способность устанавливать, определять, расшифровывать значение знака.

Тема 2.

Познание. Роль практики в познании.

Ключевые слова: знак, истина, квадривиум, ложь, образ, символ, опыт, ощущения, практика, сенсуализм, рационализм, скептицизм, тривиум, университет, факультет искусств, феномен, эмпиризм.

План лекции:

 

1. Знаковые системы и познание. Проблема истины.

2. Чувственное и рациональное познание. Виды знания.

3. Опыт и Практика.

4. Античный скептицизм.

5. Духовная практика. Средневековье: проблема веры и разума.

Роль знаковых систем в познании

 

Идеальный мир, мир духовный, как было установлено к VI в. до н.э. религией и философией, представляет собой главную, подлинную, реальность. Что думали по этому поводу крестьяне и ремесленники, неизвестно, но, скорее всего, они были согласны если не с философией, то с религией.

«Дурень думкой богатеет» народная мудрость.

Духовный, или идеальный мир, хотя он и невидимый, тем не менее, подаёт людям знаки. Между человеком и миром – знак. Познание, таким образом, опосредовано.

«Знаки: дым – знак огня; подкова – знак счастья, красный и зелёный – знаки светофора»

«Для меня знаковый предмет – это крест, который я ношу и бережно храню с момента крещения. Для меня он символизирует бога и православие в целом, мою веру. Я верю, что бог есть, т.к. были различного рода опасные ситуации, которые обходили меня стороной».

Из сочинений студентов 2015 г..

Знаки, во-первых, материальны, чувственно воспринимаемы. Во-вторых, знаки используются для представления, замещения другого объекта. Значение знака – объект, представляемый этим знаком. Объект этот может быть как материальным, так и идеальным. Например, Бог. У идолопоклонников Боги вполне материальные, у монотеистов – умопостигаемые, но и те, и другие получают соответствующие знаки – либо каменные идолы, либо слова. Способность определить значение знака называется знанием. Однокоренные слова: знамя, знамение.

Знание – это способность устанавливать, определять, расшифровывать значение знака.

Знаки похожие, сходные с тем, что они обозначают, называются образы.Знаки-образы имеют с обозначаемым предметом общие чувственные характеристики, иначе говоря, их связь со знаками может быть обнаружена ощущениями и другими чувствами. Ощущения – это знаки того, чтО воздействует на наши органы чувств. Органы чувств есть у высших животных и у человека.

В отличие от животных, люди способны обозначать то, что не может быть обнаружено ощущениями, тем не менее, должно быть представлено в материальной знаковой форме, например, душа и духи. Так появились знаки-символы.

Знаки-символы не имеют с обозначаемым предметом общих чувственных характеристик. При составлении и чтении данного текста мы тоже используем знаки-символы для обозначения того, чего никогда не видели и в принципе никто не может увидеть.

Слово символ употребляют в двух значениях:

· как знак чего-то таинственного, непостижимого

«падение звезды, черная кошка»

· как знак, не имеющий с представляемым объектом общих чувственных характеристик: слово, цифра, ноты.

 

Наука о знаках и знаковых системах называется семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»).

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

· синтаксисизучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации, иначе говоря, отношения между знаками

· семантикарассматривает отношение знаков к обозначаемому, значения знаков

· прагматикаисследует связь знаков с теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Термин семиотика впервые использовал в XVII Джон Локк в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении» (1689). Это учение должно «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим».

Семиотика как научная дисциплина оформилась в конце XIX — начале XX века.

Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857—1913). Ф. де Соссюр дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра — различение языка и речи. Языком (la langue) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole) — конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Язык — система значимостей. Значение — это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка.

Чарлз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Семиотику он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

· знаки-иконы (icon, от греч. eikon — 'образ'), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию. Например, знак, который предостерегает водителей от быстрой езды неподалеку от школ, детских садов, изображает двоих детей

· знаки-индексы (лат. index — 'указательный палец'), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Примером такого знака служит стрелка как указатель направления, Выражение лица — например, сморщенные брови — это тоже знак-индекс, потому что «указывает» на эмоциональное состояние человека: гнев

· знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, по предварительной договоренности. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник не имеет естественной связи с формой и значением «уступи дорогу». Национальные флаги — также примеры таких конвенций. К символам относятся все слова всех языков, за исключением слов-подражаний.

.

Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. Термин «семантика» введен в 1897 г. французским лингвистом Мишелем Бреалем (1832-1915) в его книге «Опыт семантики, науки о значениях».

Семантические проблемы ставились и обсуждались философами уже в глубокой древности. Таковы споры о происхождении значений слов и их отношений к бытию и мышлению. До сих пор изумляют софизмы и парадоксы греческих мудрецов.

В средневековой схоластике различные аспекты проблемы анализировались номиналистами, реалистами, концептуалистами. В схоластике разработано учение о суппозициях, то есть об изменениях значения слова в зависимости от контекста и конкретной ситуации. Проблемы адекватности языкового выражения мышлению и происхождения противоречий между ними, на которые обратили внимание ещё античные софисты, в философии XVII—XVIII веков исследуются уже на новом этапе развития научного знания.

Собственно лингвистические дисциплины, например, грамматика, находились в стороне от обсуждения этих проблем. До XIX века лишь одна дисциплина — этимология — затрагивает проблемы семантики: разъясняя образование одних слов от других, она регистрирует изменения значений слов.

Во второй половине XIX века возрастает интерес к «психологической» стороне языка. В дальнейшем разработка семантики проводилась почти исключительно представителями различных психологических направлений в лингвистике, пытавшихся найти основу семантических вариаций в «психических процессах», протекающих в индивидуальном сознании.

В ходе информационной революции конца XX в. интерес к семиотике и лингвистике связан с созданием искусственных языков; алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.); проектированием и составлением картографических изображений и многими другими сферами интеллектуальной деятельности.

Связь проблем лингвистики и семиотики с традиционными для философской теории познания проблемами (единичного и всеобщего, чувственного и рационального, проблемой истины, практики, проблемой субъекта познания и др.) не могла не привести к попыткам замены философского анализа лингвистическим, что и было проделано представителями школ логического анализа и лингвистического анализа в позитивизме ХХ в.

Однако эти попытки показали, что общая философская теория познания –гносеология – не может быть сведена к изучению только конкретных частных аспектов познания, даже таких важных, как знаковые системы, и опирается на многовековые традиции постановки и решения гносеологических проблем в философии.

Знаковые системы, в которых закодирована вся человеческая культура, составляют особый мир, и к нему человек тоже вынужден приспосабливаться. Стихийно образовавшиеся естественные языки строят людям различные ловушки, что впервые было обнаружено софистами, Софисты изобрели софизмы и открыли в речи парадоксы. Софистов по этой же причине можно считать и первооткрывателями остроумия. Благодаря им нескучно живём.

 

Но даже если между знаками и значениями установлено строгое однозначное соответствие, как в искусственных языках, например, в высшей математике, то проблемы всё равно возникают – по поводу усвоения правил пользования знаковой системой, то есть в обучении, и затем в применении этих непростых языков.

Для наименования теории познания философы используют два термина: эпистемология (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь») и гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») .