Буква И

 

1. Прослушайте слова. Определите гласный, влияющий на смягчение согласного.

рис, сито, кино, лиса, зима, тихо, мир, пир

2. Запомните и произнесите ряд слов. Назовите гласную, влияющую на смягчение согласного. Правильно произнесите согласный.

рис —тихо —лиса; зима — сила — пир; киса — миска — кино-мир — липа — мирный; кринка — лист — сила

3.Выпишите слова, в которых буква и смягчает согласную.

Ира, Рита, ноги, икра, Лида, Ида, тихо, гири, синий, икры, руки игры, зима, пир, плитка . .

4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните мягкую согласную.

дожд..., ног..., п..,хта, б...тый, сапог..., говор..., наступ…ла, кормушк..., в...нт, в...зг, ...ра, К...ра

5. Вспомните и запишите имена с буквой И. Подчеркните согласный, который смягчает буква И.

Слова для справок: Ира, Инна, Зина, Нина, Витя, Рита, Кира, Илья, Мила, Вика.

6. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку.

ми, пи, ли, ти, ри, ки, ги, си, зи, ви; сми, сти, зри, кри, пли, три, вли ,опи, ори, оки, ули, уси, иси, али, ели, ози

 

7. Запишите слова под диктовку.

смирно, стихло, крик, плитка, стриж, спали, встали, видно улица улитка, спина, вишня, пила, лимон, рис, ноги, гитара

Звуко-буквенный анализ слов. Упражнения на выделение заданного звука

1. Прослушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинаковые звуки в слогах каждого ряда.

ТА -ТО - ТУ КА -КО - КУ

ПА— ПО— ПУ ЛА — ЛО —ЛУ

СА —СО—СУ РА — РО — РУ

МА — ТА — ПА МУ — ТУ — ПУ

МО —ТО —ПО МЫ — ТЫ — ПЫ

AT - ОТ - УТ АК -ОК - УК

АП-ОП-УП АЛ -ОЛ-УЛ

АС —ОС —УС АР — ОР — УР

АС — АП—AT УС — УП — УТ

ОС — ОП— ОТ ИС — ИП — ИТ

Прослушайте стихотворение Л. Куклина «На один звук».

Вот сколько на к я сумею сказать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор...

Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на т ты сумеешь назвать?

Топор, табуретка, тарелка и ложка...

Ты, кажется, что-то напутал немножко!

Ну ладно, я больше сбиваться не буду. Послушай, на с назову я посуду: Стакан, сковородка, солонка и... кошка.

А кошка откуда?

Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку —

откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела?

Логопед. Какие ошибки допустил мальчик, придумывая слова на звуки т, с? (Если учащиеся забыли эти слова, можно эти строчки прочитать еще раз.)

Вспомните слова из стихотворения «На один звук», которые начинаются со звука т. Придумайте сами слова на этот звук.

Вспомните слова из того же стихотворения, которые начинаются со звука с. Придумайте сами слова на этот звук.