I. Организационный момент.
II. Твердые и мягкие согласные.
Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей.
Жили-были два медведя. Один .медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».
Вспомните, как пел большой медведь и как пел маленький.
Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.
Чем отличались эти песенки?
(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький — ласковым, мягким голоском.)
Логопед. В песенке большого медведя согласныйт звучал твердо, а в песецке маленького медведя т звучал мягко.
III. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
(Мягкий согласный в конце слова.)
Задание 1.Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются
эти слова при написании?
угол — уголь ел — ель мел — мель
брат — брать топ — топь хор — хорь
Задание2. Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию,
угол — уголь брат — брать хор — хорь
Логопед объясняет ученикам: согласный в конце слова звучит
мягко потому, что его смягчает мягкий знак, и затем спрашивает учеников:
Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?
Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко. Объясните, почему этот согласный-звучит мягко.
сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь
IV. Итог занятия.
Логопед. Как могут звучать согласные? Что влияет на их смягчение?
Мягкий согласный в середине слова
Задание1. Прослушайте слова. Сравните их по смыслу и звучанию.
булка — Булька, полка — полька
Задание 2. Прочитайте слова из задания 1. Сравните их по написанию. Ответьте на вопросы:
Что повлияло на смягчение согласного в середине слова? j
Как произносится согласный в середине слова, если после него стоит мягкий знак?
Задание 3.Прослушайте слова. Назовите в словах согласный, который звучит мягко.
горько, мыльный, больно, больше, пальто, полька, долька, пыльно, калька
Задание 4.Замените твердый согласный в конце слова намягкий. Произнесите получившееся слово.
Образец: жар — жарь.
стал, брат, ел, лез, любит, хор, мел, угол, вес
Задание 5.Замените твердый согласный в середине слова на мягкий инаоборот. Произнесите получившееся слово.
банка, уголки полка, булка
Игра «Спрячем мягкий знак в середину».
Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь, и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Образец: пень — пеньки.
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда