Понятия информации, данных, знаний. Классификация информации по различным признакам.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
В узком смысле слова информация — это сведения о фактах, концепциях, объектах, событиях и идеях, независимо от формы их представления, которые в данном контексте имеют вполне определенное значение.
По способам восприятия:
Визуальная
Аудиальная
Тактильная
Обонятельная
Вкусовая
По форме представления:
Текстовая
Числовая
Графическая
Музыкальная
Комбинированная
По общественному значению:
Массовая
- обыденная
- общественно-политическая
- эстетическая
Специальная
- научная
- производственная
- техническая
- управленческая
Личная
- знания
- умения
- навыки
- интуиция
Другие виды информации:
a. графическая или изобразительная;
b. звуковая;
c. текстовая;
d. числовая;
e. видеоинформация.
Также информация может существовать в виде:
a. текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
b. световых или звуковых сигналов;
c. радиоволн;
d. электрических и нервных импульсов;
e. магнитных записей;
f. жестов и мимики;
g. запахов и вкусовых ощущений;
h. хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.
Данные – это предоставленная в некотором упорядоченном виде информация, предназначенная для дальнейшей обработки.
В ИТ Данные – это информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.
Знания – это совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности.
3. Практическое задание.
1. Организация сетевого взаимодействия. Одноранговые сети и сети с выделенным сервером.
По способу организации взаимодействия компьютеров сети делят на одноранговые и с выделенным сервером (иерархические сети).
Все компьютеры одноранговой сети равноправны. Любой пользователь сети может получить доступ к данным, хранящимся на любом компьютере.
Главное достоинство одноранговых сетей – это простота установки и эксплуатации. Главный недостаток состоит в том, что в условиях одноранговых сетей затруднено решение вопросов защиты информации. Поэтому такой способ организации сети используется для сетей с небольшим количеством компьютеров и там, где вопрос защиты данных не является принципиальным.
В иерархической сети при установке сети заранее выделяются один или несколько серверов - компьютеров, управляющих обменом данных по сети и распределением ресурсов. Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера называют клиентом сети или рабочей станцией.
Сервер в иерархических сетях - это постоянное хранилище разделяемых ресурсов. Сам сервер может быть клиентом только сервера более высокого уровня иерархии. Серверы обычно представляют собой высокопроизводительные компьютеры, возможно, с несколькими параллельно работающими процессорами, винчестерами большой емкости и высокоскоростной сетевой картой.
Иерархическая модель сети является наиболее предпочтительной, так как позволяет создать наиболее устойчивую структуру сети и более рационально распределить ресурсы. Также достоинством иерархической сети является более высокий уровень защиты данных. К недостаткам иерархической сети, по сравнению с одноранговыми сетями, относятся:
1. Необходимость дополнительной ОС для сервера.
2. Более высокая сложность установки и модернизации сети.
3. Необходимость выделения отдельного компьютера в качестве сервера
2. Информатизация. Национальные стратегии перехода к информационному обществу.
Согласно Закону Об информации, информатизации и защите информации, одобренному Советом Республики 22 октября 2008 года:
Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.
В настоящее время процесс перехода к информационному обществу на уровне государства регулируется такими НПА, как:
1) ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год»:
Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.
Задачи:
формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;
развитие ИКИ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства;
развитие национальной информационной индустрии, привлечение инвестиций в производство в стране ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг;
совершенствование системы образования, обеспечивающей формирование качественного человеческого капитала;
развитие системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества.
2) ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 апреля 2014 г. №4
«Об утверждении перечня мероприятий в сфере информатизации»
3) НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы (утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384)
3. Практическое задание.