I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.
II.Знакомство с буквами и, й.
Образование гласных второго ряда.
Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.
Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И — протяжно, а Й — коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.
Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого
ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А — подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.
Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.
Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.
Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.
III. Итог занятия.
Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Гласные второго ряда
1. Прослушайте слова, выделите голосом начальную гласную, покажите букву, запишите ее в тетрадь.
а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб
б) еж, елка, ерш, елочка, ежится
в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта
г) ель, ем, ели, едут, ехать
д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры
е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы
2. Прослушайте слова, выделите голосом гласную из конца слова, запишите соответствующую букву. (Логопед голосом выделяет гласную, стоящую в конце слова.)
а) моя, твоя, Зоя, Рая
б) пою, мою, рою, свою, твою
в) мое, твое, свое, белье, старье
г) мне, тебе, себе, везде
д) пою, мои, спи, твое, белье
3. Назовите картинки. Выделите голосом гласные второго ряда из начала
слова, запишите соответствующие буквы. \
(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)
Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.
Слоговой состав слова
Конспекты занятий
Занятие 1
Тема. Слоговой состав слова.
Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^
Ход занятия.