Современная постановка проблемы материи

Реферат

по философии

на тему:

«Современная постановка проблем

Бытия, материи, сознания, познания, истины (правдоподобия)»

 

Выполнил(а):

_____________________

Ф.И.О. (полностью)

 

Проверил:

ВЕРСТИН Игорь Семенович

 

Москва


 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Современная постановка проблемы бытия . . . . . . . . . . ………… . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Современная постановка проблемы материи . . . . . . . . . . . . . . . ………….. . . . . . . . . . . 8

Современная постановка проблемы сознания . . . . . . . . . . . . . ………….... . . . . . . . . ...15

Современная постановка проблемы познания . . . . . . . . . . …………… . . . . . . . . . . . . . 20

Современная постановка проблемы истины (правдоподобия)…………... …... . . . . . . .24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . ….. . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30


 

Введение

ФИЛОСОФИЯ – наука[1] о наиболее общих основаниях2,

интерпретированных3 на предельно

широкой предметной области4.

 

В реферате будет рассмотрена современная постановка философских проблем “бытие”, “материя”, “сознание”, “познание”, “истина”.

Под проблемой будем понимать трудность, фундаментальный вопрос.

Для решения любой проблемы необходимо выделить два аспекта:

1. Онтологический (бытийный) − ответить на вопрос: Что? и

2. гносеологический (познавательный) – ответить на вопрос: Как?

 

 

Современная постановка проблемы бытия

“Бытие” – это философская категория, для обозначения
универсума, в который входят объективная
и субъективная реальность.

План

1. “Бытие” как фундаментальная категория теоретической философии. Онтологическая6 картина мира: объективная7 реальность и субъективная8 реальность9.

2. Структура онтологического универсума10: бытийствование вещей, процессов и состояний природы, бытийствование вещей “второй природы”, бытийствование человека в мире вещей и в обществе, бытийствование индивидуализированного и духовно-объективированного, бытийствование социального.

3. Отражение “организованности” мира в философских категориях: “бытие”11, “субстанция”12, “материя”13, “духовное”14, “сознание”15, “единичное16 – общее”17, “форма18 – содержание”19 и др.

Литература

Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г.

Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004.

 
 


6онтология– учение о бытии.

7объективная реальность – предметная область, на которой интерпретируется понятие «материя».

8субъективная реальность – гносеологические образы и экзистенциальные состояния человека.

9реальность – все актуально существующее, в зародышевом, зрелом и в увядающем состоянии.

10универсум – максимально широкая предметная область, на которой интерпретируется предельно общее понятие «бытие».

11бытие – философская категория, для обозначения универсума, в который входят объективная и субъективная реальность.

бытие «второй природы» - продукты цивилизации, то что сделал человек из природных материалов (изобретённые машины, построенные дома и т.д.).

12субстанция – главное в процессах и объектах познания, предельное основание сведения многообразия изучаемых явлений к единой основе.

13материя – философская категория для обозначения объективной реальности.

14духовное – понятие, тождественное идеальному, сознанию, невещественному началу.

15сознание – гносеологический образ идеального мира. Гносеология – учение о познании.

16единичное – категория, выражающая то, что отличает один объект от другого, что свойственно лишь данному объекту.

17общее – категория, отражающая сходство либо тождество свойств, сторон объекта.

18форма – относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия.

19содержание – состав всех элементов объекта, единство его свойств, связей, противоречий и тенденций развития; смысл и значение языкового выражения.


1. Бытие как фундаментальная категория теоретической философии. Онтологическая картина мира: объективная реальность и субъективная реальность.

Начиная с Аристотеля, каждый философ мог предложить список категорий, которыми он пользовался в своей философии. При этом под категорией понималось философское понятие20. Однако философы прошлого старались избегать категории “бытие”, из-за двух трудностей. Первая трудность – сложно дать определение, что такое “бытие”, вторая – трудно ответить на вопрос, что такое “небытие”. Мы попытаемся обойти эти трудности следующим образом: будем понимать под “бытием” философскую категорию, для обозначения онтологического универсума. Где под онтологическим универсумом подразумевается бесконечное множество объектов любой природы (материальной и нематериальной). Термин “онтологический” происходит от названия раздела философии “онтология”, т. е. учение о “бытии”. Таким образом, сказать “онтологический” – это всё равно, что сказать «бытийствующий», где под “бытийствованием” будем понимать существование. Сегодня, благодаря формальной логике (которая является языком философии) можно ответить на вопрос: Что такое “небытие”? “Небытие” – это философская категория, для обозначения отрицания онтологического универсума. А отрицание онтологического универсума пусто следовательно, вопрос о небытии – псевдовопрос. Это вопрос о том, что не существует.

Поговорим об онтологической картине мира. По способу бытийствования мир разделяется на материальный природный мир, окружающий человека и духовный мир человека, включающий гносеологические мыслительные образы и экзистенциальные состояния человеческой психики. Оба эти мира – природный мир и понятийный мир –характеризуются понятием “бытие”. Способы существования этих миров различны. Материальный природный мир существует объективно, т. е. независимо от воли и желания людей. Духовный (психический) мир существует субъективно, т. е. зависит от субъекта познания – отдельного человека, с присущим ему индивидуальным мозгом, являющимся материальным носителем духовного мира. Именно наличие духовного мира у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Способ бытийствования человека в природном мире определяется принадлежностью его к духовному миру и наоборот.

____________________________

20понятие – выражение языка, фиксирующее предмет (предметы) познания.

21диалектика – способ “организованности” объективного и субъективного миров в их противоречивом взаимодействии.

 

2. Структура онтологического универсума: бытийствование вещей, процессов и состояний природы, бытийствование вещей “второй природы”, бытийствование человека в мире вещей и в обществе, бытийствование индивидуализированного и духовно-объективированного, бытийствование социального.

Мы знаем, в онтологический универсум входят материальные и духовные объекты. К материальным объектам относятся вещи, процессы и состояния природы, вещи так называемой “второй природы”, человек в мире вещей и в обществе. Все перечисленные материальные объекты существуют, т. е. бытийствуют бесконечным числом способов.

Вещи – это элементы природы (деревья, луга, поля, моря и т.д.). Процессы и состояния природы – это гроза, зной, дождь, пурга и т. д.

Вещи, так называемой “второй природы” – это то, что создано человеком из природных материалов (дома, машины, мебель и т.д.).

“Человек в мире вещей” – имеется в виду, что он является физическим объектом, химическим объектом, биологическим объектом и имеет с другими “вещами” одну и ту же структуру (молекулярную, атомную, клеточную и т. д.).

Кроме всего перечисленного в структуру онтологического универсума входят нематериальные (т. е. идеальные, духовные объекты), бытийствование которых отличается от бытийствования вещей. Духовный мир человека индивидуален, так как его носителем является мозг живого, конкретного человека. К субъективной реальности относятся и духовно-объективированные объекты – это идеи, эстетические вкусы, общественные нормы поведения и т. д. Под объективизацией понимается становление индивидуальных мыслей общественным достоянием. А так как общество само не может генерировать идеи, их носителем является мозг отдельного человека, то никакого общественного сознания нет – это фикция – это термин придуманный социологами из конъюнктурных соображений, отсюда проблема соотношений индивидуального сознания и общественного сознания. Поставим вопрос, что шире и что глубже: индивидуальное или общественное сознание? Ответ носит двоякий характер. Общественное сознание шире, поскольку включает в себя индивидуальное сознание всех членов общества, но индивидуальное сознание глубже, потому, что ни один человек не может выговориться до конца, всегда остается недоговоренность…


3. Отражение организованности мира в философских категориях: бытие, субстанция, материя, духовное, сознание, единичное – общее, сходство-различие, форма – содержание и др.

Задача философа отразить мир с помощью понятий. Имея в виду, что мир организован по бинарному принципу, то есть любой объект есть диалектическое единство противоположностей (это как плюс и минус у магнита), то для правдивого отображения его в понятиях надо, чтобы эти понятия были парными. Как-то: “материя – сознание”, “объективное – субъективное”, “причина – следствие”, “пространство – время”, “необходимость – случайность”, “единичное” – общее” и т. д. Такое диалектическое единство понятий называется континуумом22. Отсюда, например, “пространственно–временной” континуум. Отечественный философ С. А. Аскольдов дал такие формулировки понятий, составляющих эту пару: “пространство” – это изменение в терминах времени, а “время” – это изменение в терминах пространства. Другой пример: “качество”23 – это специфика объекта, “количество”24 – это интенсивность качества в данном объекте, то есть качество и количество существуют в континуальном единстве.

Смысл проблемы бытия заключается в то, что все бытийные аспекты имеют равное значение, ибо каждый из них высвечивает “бытие” в целом как неразрывное, нерасторжимое единство, как целостность.

Внимание человечества и соответственно интерес философии к проблеме бытия обостряется в кризисные, переломные эпохи. А поскольку наше время – наступивший XXI век – отмечено многими угрозами и опасностями, неудивительно, что вопрос о бытии целым рядом крупных мыслителей был признан самым существенным в философском “вопрошании”. Так, например, М. Хайдеггер, автор книги Бытие и время, подчеркивал: “Только человек способен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия человека; в этом смысле ему вверена судьба бытия. И отсюда проистекает, быть может, самая главная ответственность и высшая задача человечества”…

 

 

 
 


22континуум – диалектическое единство частей, отличающееся свойством непрерывности; противопоставляется дискретности (прерывности).

23качество – одна из сторон объективной и субъективной реальности, противопоставляемая ее количественной определенности.

24количество – численно определимая интенсивность качества.

 


Современная постановка проблемы материи

“Материя” – это философская категория,

для обозначения объективной реальности.

 

План

1. Единство и многообразие в мире: монистические25 и плюралистические26 подходы. Поиски всеобщего27.

2. Взаимодействие28 и движение29 как атрибуты30 вещественно-полевой формы существования материального мира. Основные формы движения и критерии их классификации.

3. Пространственно-временные31 характеристики вещественно-полевого уровня структурной организации онтологического универсума. Субстанциальная32 и реляционная концепции пространства-времени33. Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции.

Литература

Верстин И. С. Курс лекций по философии. 2014–2015 уч. г.

Верстин И. С. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. – М., 2012.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И. Т.и др. – М., 2004.

Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002.

 

 

 
 


25монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

26плюрализм – концепция, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.

27обобщение – переход от единичных объектов, их конкретных свойств к сущностям, имеющим более общий характер.

28взаимодействие – основа проявления любого свойства предмета внешнего мира и их отношений.

29движение – изменение; время, переведенное на язык пространства или пространство, оцениваемое с точки зрения времени.

30атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

31пространство-время – поле проявления материальных процессов вещественно-полевой природы.

32субстанция – главное в процессах и объектах познания, предельное основание сведения многообразия изучаемых явлений к единой основе.

33“пространство-время” – целостный гносеологический образ континуального единства изменяющегося положения и длительности сосуществования физических материальных предметов.


 

  1. Единство и многообразие в мире: монистические и плюралистические подходы.

Поиски всеобщего.

Будем понимать под материальностью независимость от человека, а под объективной реальностью – окружающий мир, независимый от человека.

В философском энциклопедическом словаре в статье субстанция даются ее определения как: а) сущность, нечто лежащее в основе; б) объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; в) “материя” в аспекте единства всех форм ее движения; г) предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость форм к чему-то постоянному, относительно устойчивому.

Для современной постановки проблемы материи с точки зрения ее субстанционального характера подходит понимание субстанции как предельного основания.

Из древней натурфилософии (философии природы) известно, что понятием “материя” обозначался тот однородный материал, который образует общую основу многообразия вещей. Концепция материи, как строительного материала получила название “концепция первоматерии”.

Научно, проблему единства и многообразия в мире нужно решать таким образом: мир плюралистичен34, то есть бесконечно разнообразен, а значит и отражение его философской теории должно быть плюралистичным. Иными словами, плюрализм отражается через плюрализм, бесконечность отражается через бесконечность. Если же отразить бесконечное многообразие через одно начало, через два, через десять, то любая такая картина мира будет несовершенной.

Проблема возникла после того как В. И. Ленин в своей работе Материализм и эмпириокритицизм дал два определения материи, которые противоречили друг другу. С одной стороны, он понимал материю, как объективную реальность, то есть окружающий мир, природу, независимую от человека, а с другой стороны дал определение материи через философскую категорию (как это сделали мы), в которой эта объективная реальность отражается. На наш взгляд, второе определение более соответствует существу дела, так как философия – это наука о наиболее общих основаниях (принципах, законах, категориях), интерпретированных на предельно широкой предметной области (онтологическом универсуме).

 
 


34плюрализм – мир бесконечно разнообразен и в тоже время он, будучи един, диалектичен как онтологически, так и гносеологически в этом единстве.

 

Во второй половине XIX ученым казалось, что они близки к окончательному раскрытию “первоматерии” в виде совокупности корпускул – мельчайших, неделимых, непроницаемых атомов. До этого философы со времен Демокрита пользовались атомистической картиной мира, которая с появлением классической механики Ньютона приняла форму, так называемой, механистической картины мира. Однако на рубеже XIX-XX веков совершилась революция в физике: 1. Открыли делимость атома; 2. Открыли радиоактивность; 3. Открыли электрон; 4. Создали электронную теорию; 5. Обнаружили зависимость массы электрона от скорости и др. И это на фоне того, что со времен Ньютона, под массой понимали меру заключенного в атомах количества материи.

Все эти открытия носили революционный характер, оценить который через призму существующей философии (где мельчайшей частицей считался атом) было невозможно. Необходимо было менять метафизическую (не диалектическую) философию на диалектический материализм, который в 40-х годах XIX в. уже был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом и как бы дожидался своего часа. Революционные открытия в физике получили интерпретацию в духе диалектики Гегеля, согласно которой, пользуясь современной терминологией, любой объект – это микрокосмос, бесконечный и вглубь и вширь. На смену понятию “первоматерия” пришли понятия “электричество”, “эфир”. Относительно возникшей ситуации В. И. Ленин сказал: «Исчез предел, до которого мы знали материю до сих пор» (а не материя исчезла!). Такой вывод Ленин смог сделать, вычленив: а) философское содержание понятия “материя” и б) естественнонаучное представление о строении “материи”.

Мы уже ввели понятие “субстанция”, которую решили понимать, как предельное основание научной теории, позволяющее сводить предельное чувственное многообразие к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Этим пониманием субстанции мы и будем пользоваться, так как оно соответствует современной постановке проблемы материи.

Единство и многообразие объективной реальности заключается в ее материальности, в том, что все предметы и явления в объективном мире представляют собой различные состояния и свойства движущихся материальных объектов вещественно-полевой природы. В объективном мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материальных объектов, их свойством или проявлением свойств и взаимосвязей.


  1. Взаимодействие и движение как атрибуты вещественно-полевой формы существования материального мира. Основные формы движения

и критерии их классификации.

Движение является способом существования материальных объектов вещественно-полевой природы. Оно проявляется в трех формах: движение объектов неживой природы, движение в живой природе, изменчивость объектов социальной природы. Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую – биологическая изменчивость, а общество – социальная форма изменений.

Выясняя соотношение понятий движения и изменения, следует отметить, что изменению подвержены объекты любой природы (вещественной, социальной и духовной). Движение же является частным случаем изменения и характеризует лишь изменение местоположения вещи в поле (электромагнитном, гравитационном, сильном или слабом).

«…о телах вне движения, вне всякого отношения к другим телам ничего нельзя сказать» – писал К. Маркс. Отсюда вывод: если объекты внешнего мира обладают некоторыми свойствами, структурой, обнаруживают своё существование по отношению к другим телам, могут быть в принципе доступны познанию, то всё это – результата внутренне присущего им движения и взаимодействия.

Ф. Энгельс признавал качественное своеобразие различных форм движения материальных объектов и установил их генетическую и структурную связь друг с другом. Он дал следующую классификацию форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Критерием для классификации он выбрал классификацию наук первой половины XIX века. Тогда их было пять, сейчас насчитывается 15 тысяч, значит, старый критерий классификации форм движения не подходит.

Методологическое значение концепции форм движения в признании качественной специфичности высшей формы и в наличии неразрывной связи высшей и низшей форм движения.
3. Пространственно-временные характеристики вещественно-полевого уровня структурной организации онтологического универсума.

Субстанциальная32 и реляционная концепции пространства-времени.

Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции.

 

“Пространство” и “время” являются философскими категориями, отражающими наиболее общие свойства материальной действительности вещественно-полевой природы.

“Пространство” – отражает свойство положения сосуществующих материальных объектов вещественно-полевой природы; “время” – отражает свойство последовательного сосуществования сменяющих друг друга материальных процессов.

Что представляют собой эти свойства? Ответ на этот вопрос носит как философский, так и физический характер. Причем философские проблемы решаются на основе данных физики.

В истории философии была поставлена проблема объективности пространства и времени. Относительно пространства характерно материалистическое решение этого вопроса большинством философских школ, за исключением крайнего субъективизма и агностицизма (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Э. Мах). Относительно времени вопрос об его объективности всегда стоял в центре дискуссий…

– Существовало ли время до появления человека?

– Существует ли время независимо от человека?

– Является ли время одной из сторон человеческого восприятия мира?

– Имеет ли смысл время вне человека?

Ответ на эти вопросы из обыденного опыта прост: время от человека не зависит. Однако большинство философов отвергали такое решение вопроса об объективности времени. Философы-материалисты выводили время из психической деятельности человека. Идеалисты же поступали двояко. Объективные идеалисты выводили время (и пространство) из Божественного сознания. Субъективные идеалисты выводили время из человеческого сознания.

В начале XX века В. И. Ленин был единственным философом, отстаивавшим объективный характер времени: «Философия, отрицающая объективную реальность времени и пространства…нелепа, внутренне гнила и фальшива», писал он (ПСС, т. 18, с. 193).

Современное толкование пространства и времени восходит к русскому философу-эмигранту С. А. Аскольдову. В работе Время и его преодоление он писал: «Ответить на вопрос, что такое время, – это тоже, что ответить на вопрос, что такое изменение <…> изменение есть единство прошлого, настоящего и будущего. Время и изменение не связаны друг с другом, а просто есть одно и то же, лишь выражаемое разными словами <…> несомненно, что время, как и пространство, есть своеобразная множественность и дробность “бытия”. Но пространство, в отличие от времени, есть абсолютная раздробленность, время же – раздробленность относительная». Для С. А. Аскольдова: пространство – это изменение в терминах времени, а время – это изменение в терминах пространства.

В истории философии встречаются две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Сторонники реляционной концепции понимали пространство и время как нечто вторичное, производное от каких-то иных сущностей, являющихся более фундаментальными.

Субстанциальная концепция пространства и времени была общепринята во времена Ньютона. Реляционная концепция вначале представляла идеалистический вариант (время и его свойства выводили из психической деятельности человека). Однако в первой половине XIX в. в философию из физики проникает материалистическая реляционной концепция (свойства пространства и времени выводили из свойств вещей, процессов, взаимодействий). Открытие неевклидовых геометрий поставило вопросы об обусловленности свойств пространства свойствами и отношениями реальных физических тел; о роли физических процессов в определении направления времени. Однако окончательного торжества реляционные концепции времени и пространства достигли в физике лишь с созданием теории относительности.

А. Эйнштейн в работе Сущность теории относительности констатировал: «Пустое пространство, т. е. пространство без поля, не существует. Пространство-время существует не само по себе, но только как структурное свойство поля» [Собрание научных трудов. Том 2. С. 24].

Современная материалистическая реляционная концепция пространства и времени гласит: временные и пространственные отношения являются вторичными, производными от свойств реальных физических взаимодействий (электромагнитных, гравитационных, сильных, слабых), связывающих между собой разобщенные в пространстве тела.

Фундаментальным вопросом, входящим в проблематику времени, является вопрос о направленности времени. Две концепции времени: статическая и динамическая.

Согласно статической концепции времени: Нет никакой разницы в смысле статуса реального существования между событиями прошлого, настоящего и будущего. Все они существуют реально – “одновременно”.

Согласно динамической концепции времени: реально существуют только события настоящего времени. События прошлого уже реально не существуют, события будущего ещё реально не существуют. Момент настоящего времени объективно отделяет реально существующие события от их причинных предков и потомков: причинные предки “существуют” в нашей памяти, либо в объективной действительности в виде “следов”; причинные потомки “существуют” либо в нашем воображении, либо в наборе объективных возможностей.

Статическую и динамическую концепции времени можно заметить уже в рамках античной философии (динамическая – у Гераклита; статическая – у Парменида, Зенона, Платона). Во времена И. Ньютона динамическая концепция времени рассматривалась как единственно возможная. С начала XX в. повысился интерес к статической концепции времени. В настоящее время дискуссия идет о том, какая из дух концепций более правдиво отражает временные свойства и отношения реального мира.