Карандаш.

У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, й знаешь, как не просто ее сделать. Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш, но, чтобы его сделать, понадобился труд людей различных профессий.

Прежде всего, не всякое дерево годится на карандаш. Вот, например, сибирский кедр или красный можжевельник — у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.
Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стерженек карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.

На карандашной фабрике все это проходит через умные машины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тонкие палочки. „ Кто только ни работал для того, чтобы получился карандаш! И уважая труд людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь — твой карандаш!

Слова для объяснения: можжевельник, древесина, графит.

Конспект занятияТема. Рассказ «Бабочки». Цель. Учить детей понимать главное в рассказе и составлять условие задачи по данному тексту.

Ход занятия.

Организационный момент.

II. Работа с рассказом.

1) Чтение рассказа логопедом.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была желтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Бабочки сели на ромашку. Тут прилетели еще две разноцветные бабочки и опустились на эту же ромашку. Тесно было бабочкам, зато весело!

Составление условия задачи.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, из каких частей состоит задача. (Условие и вопрос.)

Логопед. Сейчас мы будем учиться составлять задачу, используя рассказ «Бабочки». Следует помнить, что из рассказа надо выбрать самое главное. Что самое главное в рассказе? (Бабочки.) Сколько сначала бабочек сидело на ромашке? (Три.) Сколько еще

прилетело? (Две.) А теперь подумайте и составьте задачу про бабочек.

Составление задачи учащимися.

Учащиеся. На ромашке сидели три бабочки. К ним прилетели еще две бабочки.

Логопед. Что вы составили? (Условие задачи.) Задача получилась? (Нет, потому что нет вопроса.) Поставьте вопрос к этой задаче. (Сколько всего стало бабочек?)

Сравнение текста рассказа с текстом задачи

Логопед. Чем отличается рассказ от задачи? (В рассказе все говорится подробно, а в задаче кратко. В рассказе нет вопроса.)