III. Итог занятия.
Логопед. Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?
Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.
У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост [ длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глазки голубые. Котята пушистые, как комочки.
Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.
Задание 11.Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.
Конспект занятия
Тема. Рассказ «Ласточки».
Цель. Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану.
Оборудование. Картинка с изображением ласточки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся придумать предложение про ласточку по картинке.
II.Работа с рассказом «Ласточки». ,
1) Логопед читает рассказ.
Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.
Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.
2) Ответы на вопросы.
Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.
Что случилось с ласточкой? (Беда.)
Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.)
Где оказалась ласточка? (На свободе.) 3) Деление рассказа на части. Логопед. На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части.
Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.
План.
Беда.
Помощь.
На свободе.
Л о го п е д. Ответьте на вопросы: О чем будете рассказывать в первой части? О ком будете рассказывать во второй части? О чем расскажете в третьей части?
Пересказ рассказа «Ласточки» по частям.
Пересказ рассказа целиком.
Логопед спрашивает учащихся. Что можно сказать про ласточек? (Хорошие подруги.)
III. Итог занятия.
Логопед. С каким рассказом познакомились? Что научились делать?
Задание12. Прослушайте рассказ. Дайте ему название. Составьте план рассказа и перескажите его по плану.
Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел.
Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Лена — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть.
Так дети помогли Сереже выбраться из воды.
Ответьте на вопросы: Как можно назвать Лену и Колю? (Хорошие друзья.)
Как можно озаглавить рассказ? («Хорошие друзья».)
Задание 13.Прослушайте рассказы. Подумайте, что больше поможет вам при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действия, картинки или план рассказа.
На лугу.
Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки.
(М. Пришвин.)
Обвал.
Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.
(По В. Бианки.)