III. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?

 

 

Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.

У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост [ длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.

У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глазки голубые. Котята пушистые, как комочки.

Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.

Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.

Задание 11.Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.

 

 

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Ласточки».

Цель. Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану.

Оборудование. Картинка с изображением ласточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся придумать предложение про ласточку по картинке.

II.Работа с рассказом «Ласточки». ,

1) Логопед читает рассказ.

Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.

Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.
2) Ответы на вопросы.

Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.
Что случилось с ласточкой? (Беда.)

Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.)

Где оказалась ласточка? (На свободе.) 3) Деление рассказа на части. Логопед. На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части.

Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.

План.

Беда.

Помощь.

На свободе.

Л о го п е д. Ответьте на вопросы: О чем будете рассказывать в первой части? О ком будете рассказывать во второй части? О чем расскажете в третьей части?

Пересказ рассказа «Ласточки» по частям.

Пересказ рассказа целиком.

Логопед спрашивает учащихся. Что можно сказать про ласточек? (Хорошие подруги.)

III. Итог занятия.

Логопед. С каким рассказом познакомились? Что научились делать?

Задание12. Прослушайте рассказ. Дайте ему название. Составьте план рассказа и перескажите его по плану.

Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел.

Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Лена — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть.

Так дети помогли Сереже выбраться из воды.

Ответьте на вопросы: Как можно назвать Лену и Колю? (Хорошие друзья.)

Как можно озаглавить рассказ? («Хорошие друзья».)

Задание 13.Прослушайте рассказы. Подумайте, что больше поможет вам при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действия, картинки или план рассказа.

На лугу.

Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки.

. Пришвин.)

Обвал.

Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.

(По В. Бианки.)