РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

 

Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать *свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании ученичками изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли Циачинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, ^предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. . Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем тв задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине

и концу) рассказа. ,» После того как учащиеся научились последовательно переда-It иать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем учим детей творческому рассказу. После этого переходим к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста, важная четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии.

 

Пересказы

Последовательный пересказ

Задание 1.Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, перескажите содержание рассказа, как запомнили.

 

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Вопросы: Что нашел муравей?Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Вопросы: Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала помощь ласточка? Что сделали ласточки?