В учебном процессе (2 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
- Функции и стили педагогического общения.
- «Дидактическое общение» учителя на уроке
- Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе.
- Трудности взаимодействия в системе общения учитель – ученик
- Основы педагогического сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА:
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. с. 332-360
- Реан А.А.,Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: «Питер», 2000. с. 287-313
- Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – 104 с.
- Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопросы психологии. 1984. № 2.
5.Каратаев А.А., Тамбовцева. Индивидуальный стиль педагогического общения // Вопросы психологии. 1990. № 2.
Дополнительная литература:
1. С.В. Кондратьева. Учитель – ученик. М.: Педагогика, 1983.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М. 1996
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.
По 1-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Кан-Калик В.А. «Психологические аспекты педагогического общения»):
- общая характеристика процесса взаимодействия учителя с учащимися;
- учитель как субъект педагогического общения;
- педагогическая фасилитация.
По 2 вопросу (Реан А.А.,Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.) рассмотреть характеристику дидактического общения учителя
По 3-му вопросу (Каратаев А.А., Тамбовцева. «Индивидуальный стиль педагогического общения»; Маркова А.К. «Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя»; Рюмшина Л.И. «Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов»):
- понятие индивидуального стиля;
- классификации стилей педагогического общения и деятельности;
- основные черты различных индивидуальных стилей педагогического общения.
По 4-му вопросу (Зимняя И.А. «Педагогическая психология»; Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя с подростками»):
- общая характеристика затруднений в педагогическом общении;
- основные области затруднений в педагогическом общении;
- ошибки учителя в педагогическом общении.
По 5-му вопросу (Амонашвили Л.И. «Установление гуманных отношений в процессе обучения»; Бодалев А.А. «Психологические условия гуманизации педагогического общения»; Зимняя И.А. «Педагогическая психология»):
- общая характеристика учебного сотрудничества;
- влияние сотрудничества на учебную деятельность.