Готическое искусство Западной Европы (общая характеристика, художественные особенности)

Портрет в живописи передвижников

В живописи с начала века царил академический стиль, насаждаемый Академией художеств. В 1863г. группа художников во главе с И. Н. Крам​ским покинула академию, отказавшись писать кон​курсные работы на заданную тему из скандинав​ской мифологии. «Бунт 14» положил начало Това​риществу передвижных художественных выставок, объединившему художников, порвавших с акаде​мизмом. Ведущими темами в искусстве Передвижников были тема рус​ской истории, жанровые сцены, русский пейза​ж, портреты современников, которые позволяли наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы.

И. Н. Крамской создал блестящую серию портретов современников. Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто, всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи во многих портретах современников, написанных Крамским в 60—70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир,— таким предстает художник в «Автопортрете». Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л.Н.Толстого (1873) и Н.А.Некрасова (1877). Его портреты удивляли современников редкой проницательностью и тонкими психологическими характеристиками. Интересны образы людей из народа, созданные мастером, - это не только яркие личности, но и социальные типажи того времени. Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882).

Перов Вас. Григ. В 1870-е художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов. Пронзительно-проницательными глазами всматривается в мир драматург А.Н.Островский (1871). Мучительны раздумья о жизни, о человеческом страдании писателя Ф.М.Достоевского (1872). «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества. Эта картина - одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно. Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения.

Репин Илья Ефимович. «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.

Серов Валентин Александрович (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему очень много позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его портреты: «Девочка с персиками», картина овеяна детским восприятием одухотворенности и нежности, зачаровавшая современников розово золотистыми тонами и воздушностью. «Девушка освещенная солнцем», в картине играет утреннее солнце осветившее поляну, молодая девушка сидящая в тени излучающая молодость и красоту.

Русский купец и меценат П. М. Третьяков в 1856-г. начал собирать произведения русских художников. В 90-е годы собрание стало музеем, открывшим две​ри для публики. мирового значения.