Готическое искусство Западной Европы (общая характеристика, художественные особенности)
Портрет в живописи передвижников
В живописи с начала века царил академический стиль, насаждаемый Академией художеств. В 1863г. группа художников во главе с И. Н. Крамским покинула академию, отказавшись писать конкурсные работы на заданную тему из скандинавской мифологии. «Бунт 14» положил начало Товариществу передвижных художественных выставок, объединившему художников, порвавших с академизмом. Ведущими темами в искусстве Передвижников были тема русской истории, жанровые сцены, русский пейзаж, портреты современников, которые позволяли наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы.
И. Н. Крамской создал блестящую серию портретов современников. Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто, всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи во многих портретах современников, написанных Крамским в 60—70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир,— таким предстает художник в «Автопортрете». Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л.Н.Толстого (1873) и Н.А.Некрасова (1877). Его портреты удивляли современников редкой проницательностью и тонкими психологическими характеристиками. Интересны образы людей из народа, созданные мастером, - это не только яркие личности, но и социальные типажи того времени. Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882).
Перов Вас. Григ. В 1870-е художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов. Пронзительно-проницательными глазами всматривается в мир драматург А.Н.Островский (1871). Мучительны раздумья о жизни, о человеческом страдании писателя Ф.М.Достоевского (1872). «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866). Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества. Эта картина - одна из самых известных работ, посвященных детской теме. Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно. Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения.
Репин Илья Ефимович. «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.
Серов Валентин Александрович (1865—1911) Очень модный художник своего времени, в основном славу ему принесли его портреты, хотя он также писал пейзажи и картины по историческим сюжетам. Серов мастерски рисовал карандашом с натуры, ему очень много позировали известные меценаты, артисты и писатели. Больше всего были заметны его портреты: «Девочка с персиками», картина овеяна детским восприятием одухотворенности и нежности, зачаровавшая современников розово золотистыми тонами и воздушностью. «Девушка освещенная солнцем», в картине играет утреннее солнце осветившее поляну, молодая девушка сидящая в тени излучающая молодость и красоту.
Русский купец и меценат П. М. Третьяков в 1856-г. начал собирать произведения русских художников. В 90-е годы собрание стало музеем, открывшим двери для публики. мирового значения.