Творчество Рембрандта. Голландская школа живописи
Парадные и камерные портреты в русской живописи и скульптуре XVIII в.
Немецкая классическая эстетика. Признаки прекрасного по И. Канту.
Романтизм в западноевропейском искусстве 1-й половины XIX в.
Пейзаж в искусстве передвижников (вторая половина 19 – начало 20 в.)
В живописи с начала века царил академический стиль, насаждаемый Академией художеств. В 1863г. группа художников во главе с И. Н. Крамским покинула академию, отказавшись писать конкурсные работы на заданную тему из скандинавской мифологии. «Бунт 14» положил начало Товариществу передвижных художественных выставок, объединившему художников, порвавших с академизмом. Ведущими темами в искусстве Передвижников были тема русской истории, жанровые сцены, русский пейзаж, портреты современников, которые позволяли наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы.
Судьба А.К.Саврасова в русском искусстве достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели». Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане несколько тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, ее сила, способная творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины.
Шишкин Иван Иванович. Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. В картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. Мотив естественного круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Его картины, широкие по размаху и эпические по строю, воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы. «Рожь» (1878), «Дубы», «Сосновый бор», «Корабельная роща».
А. И. Куинджи, виртуозно воплощавший живописную игру света и воздуха. Рисуя свой почти идеальный мир, художник принимает жизнь как благо, дарующее человеку красоту и радость впечатлений. Примененные в картине «Украинская ночь» новые изобразительные приемы (острые композиционные ракурсы, световые эффекты и интенсивные тона) художник разрабатывал в последующих работах («Лунная ночь на Днепре», 1880; «Днепр утром», 1881). Одна из самых известных работ мастера, «Березовая роща» варьирует мотив среднерусской природы: по зеленой опушке, расположенной посерели леса, бежит, извиваясь, тоненький ручей. Необычные художественные решения, использованные Куинджи, создают впечатление праздника. Едва ли не каждая картина Куинджи разжигала страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен.
И. И. Левитан, мастер настроения, создал своим творчеством проникновенный, скромный и до боли знакомый образ родной природы. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895). Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Все видимое превращается в эхо настроений — тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Передача формы предметов, их цветового решения дается обобщенно — живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе—1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. «Золотая осень» - своеобразный гимн прощания с цветущей природой. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж, отличающийся сложным цветовым решением, передает красоту природы во всем ее осеннем великолепии.
Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) — картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» Ф.А.Васильев, «Деревенская улица», «После грозы», «Возвращение стада», в 1868-1869-х — «Перед дождем», «Мокрый луг», «Оттепель».