I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, и к каждому из них поставить вопрос.
II. Работа со словами, обозначающими признак предмета. Логопед дает задания ученикам:
1) Подберите слова, близкие по значению данным. аккуратный (чистый, опрятный); робкий (трусливый, боязливый, пугливый); грустный (печальный, скучный, невеселый); душистый (ароматный, пахучий); жестокий (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, сердитый); интересный (занятный, увлекательный); красивый (прекрасный, очаровательный, прелестный); красный (румяный, алый); смелый (храбрый, отважный, бесстрашный)
2) К словам-признакам подберите слова-признаки, противоположные по значению.
О б р а з е ц : добрый — злой.
умный, смелый, ленивый, маленький, грязный, лживый, холодный, узкий, близкий, высокий, большой
3) Отгадайте загадки. Найдите в загадках слова, обозначающие признаки предметов, поставьте к ним вопрос.
Игривый, шаловливый,
В голубенькой рубашке
Болтливый, говорливый,
Бежит по дну овражка. (Ручей.)
Я — длинный и зеленый Щеки красные, нос белый, ,
В темноте сижу день целый.
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой. А рубашка зелена,
Кто же я такой? Вся на солнышке она.
(Огурец.)
(Редиска.)
Круглая, а не луна.
Желтая, а не солнце. (Репа.)
4) Прослушайте стихотворение. Ответьте на вопрос к а к и е облака?
Облака.
Облака, облака — Легкие,
Кучерявые бока. воздушные,
Облака кудрявые, Ветерку послушные.
Целые,
Дырявые (С. Михалков.)
5) Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.
Слон.
Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.
(По Л. И. Куприну.)
Вопросы:
Какой был слон?
Какие ноги у слона?
Какой хвост?
Какая голова у слона?
Какие уши?
Какие глаза?
(Ученики называют только слова, обозначающие признаки.)
III. Итог занятия.
Л о г о п е д . Что интересного вы сегодня узнали на занятии?
Занятие 10
Тема. Слово.
Цель. Закрепить у учеников понятие о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.
О б о р у д о в а н и е . Предметные картинки, изображающие самолет, птицу, солнце, собаку.
Ход з а н я т и я .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по три слова, которые обозначают предмет, действие и признак предмета. К каждому слову поставить вопрос.