Платон о прекрасном по диалогу «Пир». Развитие идей Платона в истории культуры.

В 5 и 4 в.в. до.н.э. существовали 3 главные проблемы:

- сущность эстетического; - место искусства в общественной жизни; - эстетическое воспитание.

В диалоге «Гиппий Больший» Платон ищет сущность прекрасного, соединяя его с полезным. Универсальная красота создана Богом.Об этом он пишет в диологе «Пир». Он разделяет разные уровни восприятия о прекрасном.

1ступень, где обнаруживается прекрасное начало, импульсивное эстетическое любование, физическое совершенство, вид тела (не самодостаточное, меняется с возрастом);

2 ступень: уровень духовной красоты человека (прекрасное не устойчиво);

3 ступень: литература и искусства, науки и искусства (опыт, охват знания человека);

4 ступень: высшая сфера блага (мудрость). Соединяются в одной точке все сферы.

Стремление человека к прекрасному Платон объясняет с помощью учения об Эросе. Эрос, сын бога богатства Пороса и нищенки Пении, груб и неопрятен, но имеет возвышенные стремления. Подобно нему, и человек, будучи земным существом, вожделеет красоты. Платоническая любовь (эрос) – это и есть любовь к идее прекрасного; платоническая любовь к человеку позволяет видеть в конкретном лице отблеск абсолютной красоты.

Кроме этого, Платон Божественное начало уподобляет магниту и направляет любые действия человека. Тень реальности – тень божественная – творения художника – тень теней. В области эстетического воспитания Платон разделяет Музу сладостную и Музу упорядочностную. Стремится фильтровать произведения по принципу воспитательного значения.

В Др. Греции сильное воспитательное значение имели искусства (в Спарте воинам нельзя слушать музыку, только эпические баллады) музыка разнеживает мужчин. Театр нужно убрать, считал зрелищем бои гладиаторов. Платон делит общество на толпу, воинов, мудрецов. И для каждой касты требуется своё искусство. В диалоге Платона «Ион Сократ» дано толкование художественного творчества. В момент творческого акта художником движет божественная сила. Художник – проводник высших миров. Но роль его при этом двойственна: слушает музу упорядочную или сладостную (Аполлон и Дионисий). Платон вводит понятие «мера», её диктует внутренняя природа. Другая категория – «гармония», она близка к понятиям – мера, симметрия, пропорции. Из первоначально расходящегося родилась гармония (низкие и высокие тона – рождается гармония). Речь идёт о контрасте соединения противоположностей. У Платона истина не доступна подражателям искусства, а неподражатель искусства причастен к истинному знанию (музыка, танец, поэзия). Платон понимал восстановление мира античного полиса (города, государства) как всеобщего блага. Цель государства – реставрация целостности (состоит из всего – людей, космоса и т.д.). Он считал, что искусство (скульптура, трагедия), объединяет людей, воссоздаёт целостность социума. Платон хотел реального синтеза искусства с практическими формами социальной жизни.

 

 

5. Творчество Веласкеса и художественная культура Испании 17 в.
Характ. особенности: (религиозная, мифологическая, придворная (жив)
Бытовая (жанровая) испанская живопись получила наиболее яркое выражение в творчестве молодого Веласкеса. Увлекался караваджизмом, характерна застылость (для Испании) жанровая живопись - жителей соц дна.
«Старая кухарка», «Двое юношей у стола», «Водонос», «Христос в доме Марфы и Марии». Позже становится художником при дворе Филлипа. В созданной Веласкесом галерее портретов особое место занимают образы королевских шутов. В 1640-е гг. он выполнил портреты карлика Диего де Аседо. прозванного Эль Примо (двоюродный брат), Эль Бобо (дурачок) и карлика Себастьяно Мора. Он пишет уродливые, порой похожие на обрубки фигуры шутов и карликов, их больные лица, отмеченные печатью вырождения. Но художник не хочет унизить изображенных.Они вызывают чувство острой жалости. В поздний период творчества Веласкес создавал портреты главным образом представителей королевского дома. В 1657 г. был написан острый по своей психологической характеристике портрет стареющего Филиппа IV. С объективностью Веласкес изобразил испанских инфант в ряде детских и женских портретов. «Менины» (1656) Картина «Менины» (по-португальски менина — молодая девушка-аристократка, которая находилась в качестве фрейлины у испанских инфант), переносит нас в просторную дворцовую комнату. Слева у большого холста Веласкес изобразил самого себя в момент, когда он пишет портрет королевской четы. Сами король и королева не представлены в картине, зритель видит лишь их смутное отражение в зеркале. Маленькая инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов призвана развлекать родителей в утомительные часы сеанса.

«Пряхи» (1657). Сами пряхи изображены на переднем плане в полумраке скромной гобеленной мастерской. Все здесь просто и неприкрашенно — это рабочая обстановка полутемной комнаты с разбросанными по полу клубками и обрывками ниток. В глубине на площадке, залитой лучами солнца, — нарядно одетые придворные дамы, которые рассматривают повешенный на стене великолепный гобелен. Эти два плана картины находятся в сложном взаимодействии. Действительность здесь противопоставляется мечте, Труд праздности.

Хусепе Рибера — художник ярко выраженного драматического плана. Его привлекала тема мученического подвига, страдания человека. Картины, изображавшие мученичества различных католических святых, были широко распространены в живописи барокко. «Мученичество св. Варфоломея». Хусеппе Рибера увлекается караваджизмом, темы его картин – исторические, античные, религ. «Хромоножка» - жанровый образ, художник дал наиболее острое выражение проблем реальной действительности. «Диоген», «Св Агнесса», «Св Иероним», «Кающая Магдалина» , «Св Христофор с млад Христом, «Сон Иакова».

Основными заказчиками Сурбарана были различные испанские монастыри, и сам мастер чаще всего изображал сцены из жизни святых-монахов. «Чудо св. Гуго». «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским», «Видение святому Педро Ноласко распятого Петра». Портрет в творчестве Сурбарана – это портреты определенных лиц (обычно монахов) и изображения святых католической церкви, «Св. Лаврентий», Наиболее известные портреты Сурбарана- портреты теолога Иеронима Переса (ок. 1633) и доктора Саламанкского университета (ок. 1658—1660). «Поклонение волхвов», «Жизнь бонавентуры», натюрморты в стиле Караваджо.

Франсиско Барталамео Истебан Мурильо реализм, религ жив(завершает золотой век исп жив( жанровая живопись дети, маленькие нищие, мальчик с собакой,едоки дыни,продавщица фруктов) 11картин про св диего.рождество марии.