Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.

*)Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали со­здание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основа­нием. Трактовка связей философии и педагогики: с одной стороны, педагогику считали «полигоном» для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую филосо­фию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике. Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе, и решаемым за­дачам осмысления места человека в мире, выявления его взаимо­отношений с миром. От системы философских взглядов (экзис­тенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалис­тических и др.), которых придерживаются исследователи педаго­гики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образова­тельного процесса. Кроме того, процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изуча­емого философией. Философия является и теоретической плат­формой осмысления педагогического опыта и создания педагоги­ческих концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философ­ского обоснования.*)Связь педагогики с психологией является наиболее традицион­ной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я. А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свой­ства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным «формо­вать» его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее. Требования понимать свойства человеческой природы, ее ес­тественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими зако­нами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги. Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскры­вает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью обра­зования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержа­ния, использовала в качестве теоретического обоснования педа­гогической практики психологию. Более того, самые выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психо­логами. В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим ис­точником научного обоснования образовательного процесса. Пси­хологизм проявляется в том, что психология объявляется един­ственным научным основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В.В.Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она «не диктатор», поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретно-исто­рический характер, и потому при изменении социально-пе­дагогических условий меняются и закономерности развития лич­ности.*)Педагогика тесно связана и с науками, изучающими человека, как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), медицина. Образование как целенаправленно регулируемый процесс со­циализации не означает игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов. Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано со­циальными механизмами регуляции. Проблема соотношения при­родных и социальных факторов развития человека — одна из цент­ральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического зна­ния, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она раз­рабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с по­мощью которых достигается терапевтический эффект и усваива­ются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают про­цессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть. *)Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отно­шений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно ус­тойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, со­циологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все време­на была необходимым условием развития образованности обще­ства. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом кото­рой является специфика действия экономических законов в сфе­ре образования. Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образо­вательная политика всегда являлась отражением идеологии гос­подствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуаль­ных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политиче­ского сознания, возможности усвоения политических идей, уста­новок, политического мировоззрения. Связи педагогики с социологией относятся также к числу тра­диционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.