Слова, обозначающие предметы.

Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д.

Вопросы ученикам:

Кто спрашивал? (Вы.)

Кто отвечал? (Мы.)

Как я спрашивала? (Что это?)

Л о г о п е д у т о ч н я е т : ч т о это? — вопрос.

Какой вопрос я задавала? (Что это?)

Вопрос что это7 ставим к словам, которые обозначают предметы.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем логопед ставит вопрос к картинкам первого

ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)

Вопросы ученикам:

Какой вопрос я задавала сначала? (Что это?)

Какой вопрос я задавала потом? (Кто это?)

Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие живые.)

К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)

К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)

К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?

К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?

Логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую —неживые, и поставить соответствующие вопросы.

IV. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.

Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)

V. Итог занятия.

Л о г о п е д . Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.

Затем задает вопросы ученикам: Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.) Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-предметам ставим вопрос кто? К каким — что? Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.

 

 

Занятие 2

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы.

О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Х о д з а н я т и я .