Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь,эМ, эН, О
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
Оседлали петуха.
Цэ,Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали — Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Б.Заходер
Упражнение 2.Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?
Упражнение 3.Почему слова в словарях располагаются в алфавитном порядке?
Упражнение 4.Прочитай стихотворение. Угадай и допиши последнее слово. Назови признак, по которому ты узнал это слово. Вспомни порядок букв в алфавите.
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё.
Упражнение 5.Отгадай загадки. Запиши слова-отгадки и соедини их с соответствующими рисунками (рис. 2).
На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.
абвгдеёж
зийклмн
опрстуфхцч
шщъыьэюя
б
Чёрные птички
На каждой страничке Молчат. Ожидают,
Кто их разгадает.
Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас — Закончила рассказ.
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
На странице
Вверх тормашками торчу!
Восхищаюсь,
Возмущаюсь и кричу!
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу,
Разогнуться не могу.
Упражнение 6.Напиши алфавит от А до Я.
Напиши, начиная с начала, каждую вторую букву алфавита.
Напиши, начиная с конца, каждую третью букву алфавита.
Напиши алфавит так, чтобы каждая буква отличалась от других по размеру и по форме. •
Упражнение 7.Установи закономерность в составлении ряда и допиши недостающие буквы.
И, Ж, Е______________________________________
В, Е, 3______________________________________
Упражнение 8.Найди и назови буквы в алфавитном порядке.
Ц | Г | X | л | н | |
ч | Щ | Ё | ф | Ж | ъ |
Й | А | Н | Б | О | |
ш | р | И | м | з | п |
с | Л | э | в | ю | |
т | ь | Е | Я | У | ы |
Упражнение 9.В алфавитном ли порядке записаны слова:
космонавт, космос, крейсер, костёр, крючок, кукуруза; петрушка, пион, пирамида, платина, пограничный, подарок, погода?
Упражнение 10.Назови предметы, изображённые на рисунке 3 (см. с. 81). Запиши их в алфавитном порядке. Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия цветов. Включи их в список из первой части упражнения, не нарушая закономерности.
Вновь расцвели подсолнух и вьюнок,
Бегония, красавица ночная,
Флокс, георгин, ковыль, душистый дрок —
И вновь я счастлив без конца и края.
Я. Нейлон
Упражнение 11.Назови предметы, изображённые на рисунке 4 (см. с. 82-83). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.
Слова для справок: ворона, клёст, перепел, орёл, сокол, гриф, колибри, ласточка, воробей, стриж, снегирь, синица.
Упражнение 12.Назови предметы, изображённые на рисунке 5 (см. с. 84). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.
• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?
Слова для справок: троллейбус, баржа, катер,самокат, велосипед, подводная лодка, ледокол, самолёт, вертолёт,дирижабль, мопед, рикша, повозка, метро.
Упражнение 13.Назови предметы, изображённые на рисунке 6 (см. с. 85). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.
Слова для справок: патиссон, фасоль, бобы, салат, свёкла, турнепс, брюква.
Упражнение 14.Назови предметы, изображённые на рисунке 7 (см. с. 86). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни предметные ряды, не нарушая этого порядка.
• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?
Слова для справок: клюква, земляника, клубника, барбарис, боярышник, голубика,смородина, рябина,калина, абрикос,мандарин, нектарин.
Упражнение 15.Назови предметы, изображённые на рисунке 8 (см. с. 87). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды слов, не нарушая этого порядка.
Слова для справок: пальто, плащ, майка, трусы, блузка, шуба, шарф, валенки, кеды, кроссовки, сабо, чешки, ботинки, шлёпанцы, унты, сандалии.
Упражнение 16.Назови предметы, изображённые на рисунке 9 (см. с. 88). Раздели их на группы и запиши в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды, не нарушая этого порядка.
Слова для справок: соль, рыба, креветки, молоко, сметана, крупа, котлеты, вареники, блины, салат, плов, рулет, творог, мороженое, конфеты.
• Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия продуктов. Не подчеркивай названия фруктов и ягод. Дополни свои списки из первой части упражнения словами из стихотворения. Фрукты и ягоды не включай. Объясни смысл выделенных слов. От названий каких продуктов образованы имена героев стихотворения?