Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

 

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь,эМ, эН, О

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —

Оседлали петуха.

Цэ,Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я -

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали — Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

 

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б.Заходер



 


Упражнение 2.Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Упражнение 3.Почему слова в словарях располагаются в алфавитном порядке?

Упражнение 4.Прочитай стихотворение. Угадай и допиши последнее слово. Назови признак, по которому ты узнал это слово. Вспомни порядок букв в алфавите.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё.

Упражнение 5.Отгадай загадки. Запиши слова-отгадки и соедини их с соответствующими рисунками (рис. 2).

На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.

абвгдеёж

зийклмн

опрстуфхцч

шщъыьэюя

б


 
 



Чёрные птички

На каждой страничке Молчат. Ожидают,

Кто их разгадает.

Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас — Закончила рассказ.

 

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

На странице

Вверх тормашками торчу!

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу!

 

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу,

Разогнуться не могу.


Упражнение 6.Напиши алфавит от А до Я.

Напиши, начиная с начала, каждую вторую букву алфавита.

Напиши, начиная с конца, каждую третью букву алфавита.

Напиши алфавит так, чтобы каждая буква отличалась от других по размеру и по форме.

Упражнение 7.Установи закономерность в составлении ряда и допиши недостающие буквы.

И, Ж, Е______________________________________

В, Е, 3______________________________________

Упражнение 8.Найди и назови буквы в алфавитном порядке.

 

Ц Г X л н
ч Щ Ё ф Ж ъ
Й А Н Б О
ш р И м з п
с Л э   в ю
т ь Е Я У ы

Упражнение 9.В алфавитном ли порядке записаны слова:

космонавт, космос, крейсер, костёр, крючок, кукуруза; петрушка, пион, пирамида, платина, пограничный, подарок, погода?

Упражнение 10.Назови предметы, изображённые на рисунке 3 (см. с. 81). Запиши их в алфавитном порядке. Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия цветов. Включи их в список из первой части упражнения, не нарушая закономерности.

 

Вновь расцвели подсолнух и вьюнок,

Бегония, красавица ночная,

Флокс, георгин, ковыль, душистый дрок —

И вновь я счастлив без конца и края.

Я. Нейлон

Упражнение 11.Назови предметы, изображённые на рисунке 4 (см. с. 82-83). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: ворона, клёст, перепел, орёл, сокол, гриф, колибри, ласточка, воробей, стриж, снегирь, синица.

Упражнение 12.Назови предметы, изображённые на рисунке 5 (см. с. 84). Распредели эти названия по группам. Запиши слова каждой группы в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Слова для справок: троллейбус, баржа, катер,самокат, велосипед, подводная лодка, ледокол, самолёт, вертолёт,дирижабль, мопед, рикша, повозка, метро.

Упражнение 13.Назови предметы, изображённые на рисунке 6 (см. с. 85). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни данный предметный ряд, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: патиссон, фасоль, бобы, салат, свёкла, турнепс, брюква.

Упражнение 14.Назови предметы, изображённые на рисунке 7 (см. с. 86). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни предметные ряды, не нарушая этого порядка.

• Найди буквы, которые являются общими для выделенных слов. Напиши эти буквы. Какие ещё слова (из названий рисунков) можно выделить по данному признаку?

Слова для справок: клюква, земляника, клубника, барбарис, боярышник, голубика,смородина, рябина,калина, абрикос,мандарин, нектарин.

Упражнение 15.Назови предметы, изображённые на рисунке 8 (см. с. 87). Распредели эти названия по группам. Запиши их в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды слов, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: пальто, плащ, майка, трусы, блузка, шуба, шарф, валенки, кеды, кроссовки, сабо, чешки, ботинки, шлёпанцы, унты, сандалии.

Упражнение 16.Назови предметы, изображённые на рисунке 9 (см. с. 88). Раздели их на группы и запиши в алфавитном порядке. Дополни получившиеся ряды, не нарушая этого порядка.

Слова для справок: соль, рыба, креветки, молоко, сметана, крупа, котлеты, вареники, блины, салат, плов, рулет, творог, мороженое, конфеты.

• Прочитай стихотворение. Найди в тексте и подчеркни названия продуктов. Не подчеркивай названия фруктов и ягод. Дополни свои списки из первой части упражнения словами из стихотворения. Фрукты и ягоды не включай. Объясни смысл выделенных слов. От названий каких продуктов образованы имена героев стихотворения?