Коммуникация. Процесс коммуникации. Коммуникационные сети.

Ком-ции(с лац.)-делаю общим,связываю,общаюсь.Происходит взаимодействие и обмен инфо.Она вкл.: что передается (инфо: факты, идеи, мнения, ощущения, запахи, вкусы и др.), как-//-(средство передачи: письмо, голос, жесты, позы, тональность). Необходимо,чтобы б.возможность передавать и воспринимать-одинаковая система кодирования:

· Инфо,передаваемая с помощью голоса –межличностные ком-ции.

· Без системы кодирования-невербальные ком-ции.

· Речь-темп,грамотность и т.д.

· Исп-ние среды:поведение в новой обстановке

· Физич.среда:обстановка на раб.месте

· Время:привычка опаздывать,соотнош.вр-ни и статуса

Нормы и формы ком-ции-процедуры,устанавл.,кто, где,когда,каким образом, в какой форме и в каких целях осущ.обмен инфо и технич.средства, исп-ые в целях ком-ции.

Процесс ком-ции:

Отправитель – что и кому передает – кодирует – канал передачи (передатчик и приемник) – получает – раскодирует – принимает/не принимает – получатель. Обратная связь от получателя к отправителю - понял и согласился(т.е.процесс ком-ции состоялся). Д.б. адекватные кодовые знаки. Иначе – шум – любое искажение инфо на любом этапе.

Ком-ая сеть – с-ма связей субъектов ком-ий с помощью инфо потоков. Она концентр.внимание на потоках, а не на содержании. В основе линейных и функц-х связей лежат ком-ные сети. От них зависит управляемость.

Образцы ком-ных сетей:

· Колесо-все инфо через одного чел-ка

· Цепочка-инфо передается только в определ.послед-сти(исп-ся в рамках иерархии)

· Всеканальная система- все со всеми

· Вертушка- в определ направлении

· Комбинации

Ком-ные стили( способ,с помощью кот.субъект ком-ции предпочитает строить обмен инфо)

1)открытие себя:высокая степень открытости субъекта,но низкая обратная связь. Исп-ся,чтобы вызвать ответную реакцию

2)реализация себя: мах открытость и мах обратная связь. Наиб.продуктивен.

3)замыкание в себе:низкий Ур-нь открытости и низкая обратная связь

4)защита себя:низкий Ур-нь откр-сти,выс.обратная связь. Чтобы лучше узнать других

5)торговля за себя:умеренная откр-сть и умеренная обр-я связь. Один партнер открыв-ся на столько же,что и другой

47. Власть. Источники власти.

Власть – возможность оказывать влияние на поведение других людей. На власти держится организационная структура. Власть существует когда существует зависимость одного от другого. Должностная власть предоставляется в нашем формальном статусе (должностью), личная власть зависит от нашего личного воздействия на других людей, от наших личных качеств. Должностная и личная власть – непостоянные величины. Должностная власть делегируется нам вышестоящим начальником. Личная власть характеризует отношения к нам со стороны подчиненных и дается нам подчиненными. Если мы их разочаруем, то они ее заберут. Оптимальная власть – это когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Власть может существовать, но не использоваться. Между теми, кто использует власть и теми, к кому она применяется, существует взаимозависимость. Тот, к кому применяется власть, имеет некую свободу власти. Источники власти это конкретная основа власти, которая используется. Основа – означает откуда власть происходит. Источники власти разделяются на 2 группы: 1) имеющие личностную основу – это экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребности во власти. Экспертная власть – это способность влиять в силу своей подготовки, уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний. Экспертная власть основывается на признании этих факторов подчиненными и людьми. Власть примера – это влияние на других людей с использованием своей привлекательности и харизмы. Харизма – власть, основанная на силе личных качеств и стиле поведения. Власть примера основывается на том, что люди стараются подражать лучшим качествам других людей. Эта власть укрепляет основу личной власти. Право на власть – предоставление занимаемой должностью и имеет более четкие границы по отношению к другим источникам власти, но его использование зависит от личных качеств руководителя. Возможность реализации права на власть зависит от того, в какой степени подчиненные признают право на власть руководителя. Власть информации – базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умение использовать эту возможность для влияния на других. Информация лежит в основе принятия решений и следовательно, тот, кто предоставляет информацию имеет власть над тем, кому предоставляет => координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью дают власть. Здесь информацию нужно понимать, а не передавать!Потребности во власти – личное желание иметь влияние на других. Часто это неосознанное желание. Оно проявляется в: 1. Давать настойчиво советы; 2. Оказывать помощь, когда об этом не просят; 3. Вызывать эмоции у других людей; 4. Укреплении своей репутации. 2) Источники власти, имеющие структурно – организационную основу – это принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами, власть связью. Принятие решений – как источник власти означает, в какой степени человек может влиять на конкретное решение на протяжении всего времени его принятия. Т.е. этот источник власти связан со всеми лидерами, участвующими в процессе, включая тех, кто предоставляет информацию, а не только с лицом, которое принимает окончательные решения. Вознаграждения - влияют на результаты деятельности исполнителя. Вознаграждение – положительная компенсация за деятельность в форме благодарности, продвижения, премий, дополнительного отпуска, одобрения и т.д. Размер вознаграждения воздействует на усилия. Это один из самых эффективных источников влияния. Формальная власть без права вознаграждения не эффективна. Эта власть эффективна, если обещания выполняются, если не выполняется и вознаграждение превышает заслуги, необходимо поддерживать объективно. Принуждение – влияние на поведение посредством наказания, выговора, штрафа, понижения в должности, увольнение и т.д. Базируется на страхе. Эффективно в процессе профилактики нарушений, но при злоупотреблении страх сковывает инициативу и творчество. Эффективность вознаграждения и принуждения достигается их балансом. При эффективном управлении всякое отклонение от нормы наказывается, а всякое позитивное действие ( не обязательно мастерство) вознаграждается. Власть над ресурсами – позволяет воздействовать на результаты труда исполнителя, т.к. для выполнения любой работы необходим ресурс (сырье и материалы, информация, деньги и т.д.). Регулярная доступность ресурсов может усиливать (ослаблять) собственную власть. Эта власть часто используется некоторыми для укрепления личной. В таких случаях может создаваться искусственный дефицит, что негативно скажется на результатах деятельности организации. Власть связью – способность человека воздействовать на других через воспринятую информацию или ассоциацию вас с влиятельными людьми как в организации, так и за ее пределами. Действует в том случае, если эта информация воспринята. Преимущественно возникает в воображении и может выдумываться пользователями. Всего 2 % соответсвует реальности.

 

48. Авторитет доверие Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера.

Авторитет – власть, возникающая на основе того, что принимается людьми, с чем они согласны и считают правильным. Существует 3 формы авторитета: 1) формальный (должностной); 2) моральный; 3) функциональный (экспертный). Формальный – набор властных полномочий, предоставляемых должностью. Способен обеспечить не более 65% влияния на подчиненных. Функциональный - формируется на основе экспертной власти (знаний, умений, деловых качеств, опыта, таланта, отношения с людьми и т.д.). Моральный– на основе нравственных качеств: 1) обязательности; 2) порядочности; 3) ответственности. Моральный и функциональный имеют психологическую основу. 100%-е влияние на людей руководителю обеспечивает наличие всех 3-х форм авторитета. Как правило, низкий функциональный авторитет приводит к ослаблению или потере влияния на подчиненных. Доверие – внутреннее согласие с носителем авторитета и готовность действовать с его установками. Это признание необходимости, правильности и результативности действий авторитета. Является необходимым условием для лидерства. Авторитет и доверие лежит в основе сильной власти. Лидер (англ. ведущий) – человек, пользующийся большим влиянием в группе (организации); формирующий в сознании людей (последователей) свое видение будущего, получает от них личную власть и, используя ее, мобилизирует последователей на воплощение своего видения в реальность. Лидерство – особый тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, т.к. лидер реализует власть, получаемую от последователей. Если реализация власти возможна без совпадения целей руководителей и подчиненных, то лидерство возможно в том случае, если цели лидера и последователей в определенной степени совпадают. Процесс влияния на людей с позиции должности - формальное лидерство, а через способности, умение и другие ресурсы – неформальное лидерство. Эффективное лидерство на то, что последователи могут реально иметь. Неэффективное лидерство – на то, что они хотят иметь. Отношения управления менеджера и лидера:

менеджер должностнаялидерпоследователи лидер последователи лидер

подчиненные(формальная) власть личная (неформальная) власть

четкие обязанности лидера не существует пока нет последователей

49.Цикличность типов отношений управления.

Цикличность типов отношений в управлении: Выделяют 4 типа отношений управления.

2.Начальник-подчин. Отношение управление 3.Лидер-последователи Эффек лид-во
1.Мастер-работник Неэфф. лидерство 4.Участник-участник Самоуправ-е

Современные черты эффективного лидера: 1) обладание видением (иметь способность создавать образ будущего и довести его до последователей; 2) использование эффективной коммуникации; 3) доверие последователя, выражающееся в наделении их соответствующими правами для осуществления достижения цели; 4) гибкость – высокая чувствительность к потребностям последователей, умение удовлетворять их изменяющиеся потребности. Выделяют 2 типа отношений: 1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности собственников. В этом случае цели организации и цели собственника совпадают (самые эффективные); 2) отношения найма (возмездные), возникающие между пользователями и собственниками средств производства. Эффективны, если работает механизм мотивации. Основные требования к механизму мотивации: 1) он не должен ослабевать по мере удовлетворения потребностей объекта управления; 2) уровень вознаграждения должен быть увязан со степенью достижения конечных целей организации.