II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Философия науки и объяснение преступности.
Причинное объяснение и методология преступности , научные методы её изучающие.Антропологический подход к изучению преступности. Теологический подход к изучению преступности. Антинатурализм: концепции Уокера, Боттомли, Мишель. Критический реализм Баскара. Теории социальной аномии (Э.Дюркгейма), социальной дезорганизации, конфликта(Т.Селлин,Дж.Волд),теории субкультуры (А.Коуэн, Р.Клоуард). Радикальные теории. «Социокультурная» теория преступного поведения Т.Селлина.Теория внушения и подражания Г.Тарда. Теория Р.Мертона. теория стигмации Э.Лемерта. Теория интеракции( Г.Беккер).
Психоаналитические концепции причин преступности. Фрейдовская концепция воздействия на преступность Социально-психологические теории преступности: теория обучения(Г.Тард), теория дифференциальной связи (Э.Сазерленда), теории контроля( А.Рейсс,Ф.Наем,М.Гоулд), теория социальных связей( Хирши),теория устойчивости (У.Реклес) теория несовпадающих предложений.
Тема 2. Социальная норма и социальные отклонения
Методологические подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций. Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов. Понятие «социальная норма». Нормы в психологии. Позитивный подход. Негативный подход. Виды социальных норм (духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные, социально-психологические) и механизмы их функционирования. Социальные отклонения. Массовые социальные отклонения ( пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.) Социологический подход к изучению преступности( Л.И. Спиридонов, Д,А.Шестаков, Э.Раска) Концепции регуляции социального поведения личности В.А.Ядова о разноуровневых механизмах внутренней и внешней поведенческой регуляции. Пути и способы перевода внешних групповых норм и ценностей в систему внутренней регуляции. Осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические регуляторы социального поведения.