II этап коррекционно-развивающего обучения

На II этап коррекционной работы отводится обычно 35-45 за­нятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего года) в за­висимости от состава конкретной группы.

Основной задачей данного этапа является восполнение про­белов в развитии лексического запаса и грамматического строя ре­чи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:

* уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способа­ми словообразования;

* уточнению значений используемых синтаксических конструк­ций;

* дальнейшему развитию и совершенствованию грамматическо­го оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях.

Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядоче­нию представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, то на II этапе главная задача заключается в форми­ровании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

В процессе работы над развитием морфологических обобще­ний у детей формируются умения и навыки образования слов по­средством различных аффиксов и активного и адекватного исполь­зования их целях устного общения в разных учебных ситуациях.

Кроме того на логопедических занятиях отрабатываются уме­ния устанавливать связи между формой слова и его значением.

Так как изучение морфологического состава слова не преду­смотрено программой обучения учащихся 1 класса родному языку, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфоло­гических представлений осуществляется пропедевтически в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционно- развивающего обучения учащихся 1 класса в условиях логопедиче­ского пункта при общеобразовательной школе. Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:

* практическое овладение навыками образования слов при по­мощи суффиксов и адекватного их употребления;

* практическое овладение навыками образования слов при

помощи приставок и адекватного их употребления;

* понятие о родственных словах (в практическом плане);

* понятие о предлогах и способах их использования, дифферен­циация предлогов и приставок;

* практическое овладение навыком подбора антонимов, синони­мов и способов их употребления;

* понятие о многозначности слов.

Восполнение пробелов в области лексических средств следу­ет увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций.

В процессе логопедических занятий в плане устной речи по­стоянно осуществляется работа по овладению детьми моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно мож­но провести эту работу при прохождении темы "Образование слов при помощи приставок", т.к. значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется прежде всего в словосо­четании и предложении.

 

В процессе работы по формированию полноценных морфоло­гических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку как безударные гласные в корне, родовые, падеж­ные окончания различных частей речи и т.д.

Поскольку одной из самых сложных грамматических катего­рий русского языка является ударение и именно оно - основа овла­дения правилом правописания безударных гласных, то отработка его занимает одно из основных направлений логопедической рабо­ты. При этом важно научить учащегося не только правильно ставить ударение в соответствии с орфоэтическими нормами, но и уметь на материале большого количества родственных слов анализировать сопоставлять и выделять слова с ударением в определенной пози­ции.

Таким образом, суть логопедических упражнений сводится к подготовительной работе по формированию предпосылочных уме­ний и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала и отсутствующих у детей с ОНР. Именно этим они принципиально отличаются от заданий учителя.

В течение II этапа осуществляется активная работа по совер­шенствованию навыков полноценного чтения и письма, учащихся следует чаще упражнять в чтении:

Ø различных слоговых таблиц, имеющих различные граммати­ческие формы (сын, сына, к сыну, о сыне),

Ø разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на сто­лах, на партах, в сумках, в тетрадях;

Ø однокоренных слов (земля, земляк, земляника, землянич­ное);

Ø слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь , долететь, перелетать, улетать, залетать);

Ø слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилетать прибежать, приехать, прискакать).

После прочтения слова обязательно сопоставляются, выясня­ется их звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

Перечисленные упражнения помогут учащимся лучше сориен­тироваться в составе слова, определять, какое значение приобре­тает слово при том или ином аффиксе и тем самым не допускать ошибок на замену слова или его части, а в процессе чтения узна­вать слова сразу; группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам. Кроме того полезно предлагать детям выбирать из читаемого текста слова и словосочетания в соответст­вии с темой занятия:

Ø выбирать слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? и само­стоятельно подбирать к ним слова, сочетающиеся по смыслу и отвечающие на вопросы: Что делает? Какой?;

Ø подбирать к глаголам (словам-действиям)-синонимам под­ходящие по смыслу существительные (сделать, приготовить, изготовить; уроки, обед, лекарство, прическу, модель само­лета, игрушку); к прилагательным-синонимам подходящие по смыслу имена существительные (мокрый, влажный, сырой; снег, дождь, плащ, сено, улица, белье, песок, человек, дерево, пол и т.д.);

Ø вставлять в предложение наиболее подходящие по смыслу слова-действия (глагол) (ученик ... ручку и ... слово);

Ø оставить вопрос с опорой на действие (глагол) (удивляться, прикасаться; к чему? чему?).

 

При выполнении этих упражнений важно следить за тем, что­бы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно оп­ределял значение каждого слова.

Перечисленные упражнения в зависимости от этапа работы проводятся на материале как отдельных слов и словосочетаний, так и на материале предложений разной сложности и целого текста.

Та­ким образом, на втором этапе коррекционно-развивающего обуче­ния формируется одно из важнейших качеств чтения - осознан­ность, которая складывается из ряда умений и навыков: способно­сти объяснять значение слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле, а также - значение фраз, предложений. В силу этого работа по формированию полноценного навыка чтения обяза­тельно должна проводиться на каждом занятии.

Что касается письменных работ, то основу их составляют различные задания, имеющие целью образование новых слов по­средством аффиксов, составление с ними словосочетаний, пред­ложений, текстов. Такого рода задания следует проводить регуляр­но.

На логопедических занятиях II этапа обучения продолжается работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершению, учебные диалоги, которые постепенно становятся все более раз­вернутыми по сравнению с аналогичными высказываниями на 1 этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей таких видов высказываний как доказательства и рассуждения. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной учебной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять произ­водимые ими учебные действия и операции в различной форме.

Приведем примерные высказывания учащихся:

· От слова "лес" я составил три новых слова: лесок, лесник, лесной. Слово "лесок" обозначает маленький лес. Слово "лесник" - это человек, который охраняет лес. "Лесная" бывает дорога. Эти слова все родственные, так как во всех словах общая часть "лес".

· От слова "шел" я составил новые слова. Все они разные по смыслу (по значению). Вышел из комнаты. Вошел в школу. Пришел домой. Зашел за товарищем, за дом.

· Предложение "Мальчик перепрыгнул с дерева" неправиль­ное. Надо сказать "Мальчик спрыгнул с дерева".

Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

· ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения:

· активно пользоваться различными способами словообразо­вания;

· правильно использовать новые слова в предложениях раз­личных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

· передавать суть выполняемых упражнений, последователь­ность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

К этому времени должна быть создана основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе сло­ва. Чтобы показать специфику логопедической работы (в отличие от методов работы учителя по обучению родному языку), приводим отдельные упражнения по одной из тем II этапа коррекционно-развивающего обучения.

Например:

Тема:Образование слов при помощи приставок.

Цель:формирование (или совершенствованием навыка обра­зования слов посредством приставок (соотношение значения и формы слова) и адекватное употребление их в речи.

При реализации задачи II этапа особое внимание детей при­влекается к значению слова. С этой целью необходимо каждое вновь образованное слово включать в предложение.

Все упражнения, используемые в работе с детьми на II этапе, имеют в качестве основной цели совершенствование смысловой стороны речи. Это значит, что логопед в процессе занятий должен развить у детей функциональные возможности лексико-грамматических средств языка, необходимые для полноценной ре­чевой деятельности в целом и построения связного высказывания в частности. С этой целью особенно полезны упражнения по состав­лению словосочетаний различной сложности (с помощью вопроса и опорных слов; только по опорным словам; только с помощью вопро­сов; без опорных слов и вопросов)

выехать
с какой целью? откуда? куда? с кем?

Товарищ

Город Деревня отдыхать и т.д.

 

На II этапе целесообразно предлагать детям более сложные задания (многоэтапные). Например: сначала учащиеся должны об­разовать посредством приставок новые слова. В число приставок включаются и такие, при помощи которых нельзя образовать новое слово от заданного логопедом.

од... над... от...     с... вы... В….
  раз... ехать   пере.  
по... на... при...   до... из..(ис).  

 

 

По следам выполнения этого задания проводится полный смысловой анализ с фиксацией внимания детей на отношениях ме­жду значением и формой слова. Затем проводится работа по со­ставлению словосочетаний и введению их в предложение. Заключи­тельным моментом может быть предложено задание на нахождение смысловых ошибок в предложении и их исправление с последую­щим анализом (Саша наехал к дому).

В ходе выполнения последнего этапа сложного задания соз­даются условия для формирования у детей навыков связного вы­сказывания типа доказательства и рассуждения.

При отработке этой темы на логопедических занятиях необ­ходимо проводить работу по дифференциации предлогов и приста­вок, т.к. именно различение предлогов и приставок по их семанти­ческим признакам (а не обучение их правописанию) является спе­цификой работы учителя-логопеда.

Напомним, что основной целью логопедических занятий с детьми с ОНР является 'формирование полноценной речевой дея­тельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фо­нематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т.е. коммуникации

Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. Первоначально эти навыки формировались в течение работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфологическим составом слова (I и II этапы). Совершенствованию этих умений отводится III этап.