I этап коррекционно-развивающего обучения

Примерный план занятия I этапа

Тема:Звуки и буквы Ч-Щ.

Цель:Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ; совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; способности к переключению, памяти, контрольных дейст­вий; закрепление правильного произношения данных звуков.

Ход занятия

1. Определение темы занятия детьми посредством постанов­
ки проблемных вопросов логопедом.

2. Характеристика звучания и артикуляции изучаемых звуков.
Произнесение звуков Ч-Щ перед индивидуальными зеркалами, (сравнительная артикуляционная и фонетическая характеристика звуков Ч-Щ (для некоторых детей могут быть использованы памят­ки-алгоритмы).

3. Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слова, предложений и тек­ста.

Существует большое количество пособий, в которых широко представлены упражнения, имеющие целью формирование у детей навыков и умений дифференцировать и анализировать звуко-буквенный состав слов. Подбирая задания к конкретным занятиям следует отдавать предпочтение не репродуктивным формам работы (вставить буквы в слова, списать с доски, подчеркнув ту или иную букву), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную дея­тельность ребенка. Например, при дифференциации звуков Ч-Щ логопед предлагает сначала послушать слова (простой, крутой, толстый, чистый и т.д.); определить наличие звуков Ч-Щ; затем из­менить слова так, чтобы в них появились изучаемые звуки; проана­лизировать эти слова, указав место звуков Ч-Щ и записать эти сло­ва; или, распределить слова, содержащие звуки Ч-Щ, в 3 столбика: Ч, Щ, Ч-Щ.

Определенная сложность в выполнении задания привносится специальным подбором слов, редко встречающихся в обиходе де­тей (стекольщик, носильщик, каменщик, точильщик, часовщик, чис­тильщик, скрипач и т.д.) и формой предъявления их детям, а имен­но:

=> записать диктуемые слова, или записать самостоятельно названия этих же профессий (лиц), изображенных на кар­тинках; или детям предлагается послушать слова, содер­жащие звуки Ч-Щ (ищу, лечу, чищу и т.д.);

=> проанализировать звуковой состав этих слов, дать полную фонетическую характеристику изучаемых звуков и затем подобрать к данным словам слово, содержащее оппозици­онный звук (ищу часы, лечу щенка, чищу щуку, чайник);

=> или прочитать записанные на карточках слова паронимы (плащ-плач, Кощей-качели, свищи-свечи), проанализиро­вать звуко-буквенный состав слов, объяснить смысл, запи­сать по памяти, осуществить самопроверку.

Очень полезны упражнения, в процессе которых используются различные виды символики, шифровок. Развивающий эффект этих упражнений обусловлен тем, что корригируя звуковую строну речи, они способствуют привлечению внимания детей к языковым явле­ниям, активизации словарного запаса и развитию внимания, памяти и способности к переключению.