Например.

...Ученица 3-го класса Таня М., упрямая, себялюбивая девочка, пришла в школу с сережками. Учительница сказала ей (при всех), что сережки не к лицу ученице, тем более, что они ей не идут. Но Таня сказала, что сережки — это подарок крестной матери и она будет их носить. На другой день учительница повторила свое требование, тогда Таня спряталась под стол и все 4 урока там просидела. На второй и на третий день она повторила то же.

Тогда учительница попросила Таню дать ей примерить сережки. Был сделан вывод, что учительнице сережки очень идут. Это же подтвердили и дети. Учительница сказала: «Может, Таня, ты мне подаришь их?» Таня расцвела и сделала это с удовольствием. Через несколько дней учительница сняла украшение и передала его родителям Тани.

В практической работе приходится сочетать два способа воздействия в соответствии с поставленными задачами и сложившимися конкретными условиями.

Стратегию применения двух описанных способов воздействия верно определил А.С. Макаренко.

На поворотных этапах развития личности и коллектива (в начале организации деятельности, привития кардинально новых целей) А.С. Макаренко рекомендовал прямо и четко предъявлять педагогические требования и к личности, и к коллективу, а затем переходить на опосредованный способ воздействия. (44)

Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».

 

 

Важное средство формирования личности школьника — педагогически грамотная оценка его как личности.

Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского и др., изменяет человека к лучшему.

Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:

• положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

• неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;

• глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования;

• глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.

Наиболее целесообразны:

• парциальная положительная оценка, так что в итоге личность гордится своими достижениями в одном конкретном деле и вместе с тем осознает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях;

• парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей.

Прямая (с названием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны, если:

• ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе и творчеству и т.д. (можно объявить об этом на общешкольной линейке, по школьному радио и т.д.);

• ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указать сам факт нарушения, не называя фамилии школьника. (27) И в первом, и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку.

 

Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).

 

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации.

Не всякая работа в коллективе по существу своему коллективная. В группе часто бывают задания по индивидуальным вариантам, фронтальные, рассчитанные на всех, однако и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых связей и отношений.

Другое дело — задание, которое потребует от них объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности.

Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями других и быть ориентированными не на себя, а на достижение общего успеха.

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответственность воспитанников, специально создавал для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все) для выполнения повседневных будничных дел.

В таких небольших отрядах (2-5 человек) обогащалась психологическая связь между людьми и формировались важные организационные качества человека — способность приказывать и способность подчиняться, без которых невозможно существование самого коллектива.

Можно рекомендовать следующие формы совместной деятельности на практических и лабораторных занятиях: парная работа в микрогруппах, комментирование устных ответов и рецензирование письменных работ с последующим их обсуждением в группе.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

• сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;

• нужен специальный дидактический и учебный материал (книги, задачники, тексты, раздаточный материал и т.д.), с которыми школьники могли бы работать самостоятельно.

Преподаватель должен настроить группу на активный творческий коллективный поиск.

Подсчеты ученых показывают, что введение формы коллективной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронтальной) заметно увеличивает количество деловых общений в коллективе, при этом значительно расширяются взаимопомощь, доброжелательность: одни оказывают помощь добровольно, а другие принимают ее охотно. Однако педагогу надо исключать условия, при которых можно паразитировать за счет других. (38)

Если ни один школьник не отлынивает от дела и не прикрывается успехами своих товарищей, значит группа — зрелый трудоспособный коллектив.

Процесс формирования личности более интенсивно можно продолжить в рамках общественно-организационной, трудовой, спортивной, культурно-массовой деятельности.

Опираясь на передовую форму организации людей — совместную взаимозависимость в деятельности, группе школьников можно доверять решение важных вопросов: оказание взаимопомощи в учебе; формирование групп и трудовых отрядов на летний и осенний периоды, подведение итогов трудового семестра, организацию разновозрастных отрядов по месту жительства, шефства над малышами.

 

Правило 6. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».

 

Важным профилактическим средством является также так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т.д. в общении со школьниками.

Рекомендуется заранее, например, при подготовке к уроку, готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.

Таким образом, предлагая студенту педагогические ситуации, мы ориентируем его на то, что сначала надо решать задачу предупреждения конфликтных ситуаций, а уж потом находить пути успешности выхода из случившегося.


 

1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

Педагогические ситуации можно использовать как исходный материал для изучения личности школьника.

Известно, что молодые учителя затрудняются в постановке, задач изучения и личности ребенка и формулировке заказа школьному психологу.

Тем не менее, конкретные задачи изучения ребенка и коллектива выдвигаются самой практикой, ив частности педагогическими ситуациями, особенно конфликтными.

Конфликт обнажает те психологические качества ребенка, которые в своем развитии имеют заметные отличия от нормативного состояния.

Вот здесь и требуется от учителя профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы определить психологические «пружины» конфликта, провести их изучение.

Таким образом, конфликтные педагогические ситуации могут служить учебным материалом для упражнений по овладению основами психодиагностики и коррекции личности школьника на практических занятиях по психологии.

Разумеется, речь идет об условной ретроспективной психодиагностике личности по факту поведения неизвестного ребенка в конфликтной ситуации, но на другом условном объекте — чаще всего студент изучает себя в «роли героя» конфликта или изучает товарища по парте, или иного объекта с целью определения тех свойств личности, которые привели к конфликту.

Постановка задач изучения личности проводится на основе «Рабочей программы» включающей теоретическую и процедурную части [Процедурная часть Программы вынесена в Приложение (см. Приложение № 1)]. В качестве одного из возможных вариантов используем следующую «Рабочую программу оценки личностных особенностей конфликтного поведения».

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рабочее определение личности. Личность — человек, наделенный сознанием, способный включиться в социальные отношения и содействовать их прогрессу. Психологические свойства личности образуют структуру. Структура определяет целостность и устойчивость личности; отдельное свойство личности можно понять только на основе его сопоставления со структурой. В целях диагностики личности иногда используется понятие «профиль личности», актуализирующее наиболее существенные признаки структуры, доступные наблюдению и измерению. Рассмотрим один из вариантов профиля личности, включающий наиболее существенные психологические аспекты жизнедеятельности школьников и условные шкалы их состояний.