Темы рефератов.

1. Две части социологии: микро- и макросоциология.

2. Основные задачи социологии.

3. Понятие о социальных функциях. Особенности реализации функций.

4. Соотношение теоретического и эмпирического в социологии.

5. Специальные социологические теории, их сущность, специфика и функции.

6. Место социологии в системе общественных наук.

7. Основные направления в развитии социологии.

8. Становление французской социологической школы.

9. Психоаналитические концепции: З.Фрейд, А.Адлер.

10. Социология К.Маркса.

11. Социологическая концепция П.Сорокина.

12. Теория социального действия Т.Парсонса.

13. Немарксистская концепция конфликта Р.Дарендорфа.

14. Теория обмена Дж.Хоманса.

15. Символический интеракционизм Дж.Мида.

16. Суть концепции английского социолога Э.Гидденса.

17. Понятие общества. Основные принципы функционального подхода исследования

общества в трудах Г.Спенсера, Р.Мертона и Т.Парсонса.

18. Типология и ступени развития общества.

19. Законы общественного развития.

20. Социологический анализ общества как целостной системы.

21. Принципы исследования общества в трудах Г.Спенсера и Т.Парсонса.

22. Концепция эволюционного развития общества.

23. Теории культурно-исторических типов

24. Функциональный подход в анализе социальных институтов.

25. Влияние социальных институтов на модернизацию казахстанского общества.

26. Уровни и диапазон социальных процессов.

27. Разнообразные виды социальных процессов.

28. Социальная стратификация современного казахстанского общества.

29. Становление и роль среднего класса. Сравнительный анализ западных государств и

Казахстана.

30. Основные критерии стратификации в концепции Т.Парсонса.

31. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина.

32. Исторические типы стратификации.

33. Человек – основа социального прогресса.

34. Социально-экономические функции личности.

35. Понятие «девиантное поведение». Причины девиантного поведения.

36. Природа и исторические типы отклоняющегося поведения.

37. Основные формы проявления девиантного поведения в Казахстане.

38. Социальный контроль – одно из главных условий предотвращения девиантного

поведения в обществе.

39. Современная система образования: традиционные и прогрессивные модели.

40. Общее и профессиональное образование.

41. Второе образование: реальность и перспективы.

42. Студенчество как часть молодежи, его специфика, проблемы и перспективы.

43. Место экономики в жизни человека, ее функциональная особенность по отношению к

другим сферам и видам жизнедеятельности индивидов.

44. Противоположность командных и рыночных форм экономических отношений.

45. Основные тенденции развития социальной инфраструктуры.

46. Влияние религии на формирование и развитие семейно-брачных отношений.

47. Женщина и семья.

48. Неравный брак.

49. Семья как малая группа и ее взаимодействие с другими общностями.

50. Демографическая политика Казахстана и социальное развитие семьи.

51. Дети, семья и социальное окружение.

52. Ведущие признаки культуры: культура и природа, культура и сознание, культура и

социализация.

53. Социокультурный процесс: целостность культуры, изменения в культуре.

54. Массовая коммуникация и общество.

55. PR-деятельность в пространстве массовой коммуникации.

56. Манипулятивный потенциал СМИ.

57. Метод, методика техника и процедуры как составные части социологического

исследования.

58. Анкетирование в социологическом исследовании: разновидности, особенности,

достоинства и недостатки.

59. Интервью в социологическом исследовании.

60. Сущность социологического эксперимента и его особенности.

 

Темы презентации:

1 Функции социологии..

2. Социальный контроль

3. Элементы культуры.

4. Социальные институты.

5.Социология личности.

6. Общество как система.

7. Развитие социологии как науки.

Перечень вопросов коллоквиума:

Программа экзамена:

Перечень вопросов
Объект, предмет социологии.
Методы исследования социологии.
История становления социологии как науки.
Функции социологии.
Структура социологии. Микросоциология и макросоциология.
Теоретическая и прикладная социология.
Место социологии в структуре научных знаний об обществе. Роль социологии в социальной практике.
Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
Социология Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера.
Социология ХХ века (А. Тойнби, В. Парето, Т.Парсонс, Р. Мертон)
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей ХIX-XX вв.
Современный этап развития социологии в Казахстане.
Общество как социокультурная система.
Общество и общность. Типы социальных общностей.
Теории общества ( атомистическая, сетевая, теории социальных групп и др.)
Признаки общества по Э. Шилзу.
Признаки общества по Маршу.
Типология общества.
Циклический паттерн развития общества.
Линейный паттерн развития общества.
Динамика социальных систем.
Социальные институты: признаки, функции.
Типы социальных институтов.
Различные подходы к пониманию социальных процессов. Уровни и диапазон социальных процессов.
Особенности социальных процессов в Казахстане.
Социальные организации.
Социальная структура как элемент общества.
Социальная группа.
Социальный институт. Ресурсы и институты.
Социальные связи и отношения.
Теории межличностного взаимодействия. Конфликты.
Социальные организации: понятия, типы, строение.
Развитие менеджмента в современном Казахстане.
Теория социальной структуры и социальной мобильности П. Сорокина.
Теории социальной мобильности.
Социальная мобильность. Типы социальной мобильности.
Теория социальной структуры М. Вебера.
Типология социальных групп в условиях трансформации казахстанского общества.
Социальная стратификация общества: понятие, типы.
Теории социальной стратификации современных западных социологов.
Основные критерии стратификации в концепциях современных западных социологов (Т. Парсонс, Э. Гидденс, С. Липсет, Р. Ротмен и др.)
Типы стратификационных систем.
Теория среднего класса.
Становление среднего класса в Казахстане.
Культура как система ценностей, норм, образцов действий индивидов. Типология культур.
Элементы и функции культуры.
Социологический анализ особенностей казахской культуры, изменение традиционных казахских ценностей в современных условиях.
Социологический аспект исследования личности.
Теории Ч. Кули, Д. Мида.
Теория социальных ролей (Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф)
Поведенческая концепция личности (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.).
Концепция личности З. Фрейда.
Структура личности. Социологические методы исследования личности.
Понятия социализации личности. Основные типы и виды личности.
Первичная и вторичная социализация личности. Ресоциализация.
Девиантное поведение личности: природа и исторические типы.
Социальный контроль и делинквентное поведение личности.
Методы социального контроля: изоляция, обособление, реабилитация.
Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.
Различные концепции образования.
Этапы процесса образования: дошкольный, начальная школа, среднее, высшее.
Типы учебных заведений.
Становление нового типа образования в Казахстане.
Политическая социализация личности.
Группы давления, политические партии как объекты социологического исследования.
Политическая культура современного казахстанского общества.
Экономическая социология и ее становление в мировой науке.
Методологические, эмпирические и прикладные задачи экономической социологии.
Социальные проблемы казахстанского общества в условиях рыночной экономики.
Семья как социальный институт: структура, функции.
Жизненный цикл семьи.
Историческое развитие семьи.
Семья в Казахстане в условиях рыночных отношений.
Модернизация семьи в ХХ веке: падение рождаемости, становление нуклеарной семьи, рост числа разводов и незарегистрированных браков.
Социология религий: предмет исследования.
Типы религиозных групп и объединений.
Типы деприваций как фактор образования религиозных групп.
Социология массовых коммуникаций: объект, предмет, законы, категории.
Функции СМИ. СМИ как важный институт социализации личности.
Средства массовой коммуникации (кино, печать, Интернет, театр, радио, телевидение, музыка, дизайн, мода и др)
Теории «социальной инженерии».
Сущность социальных технологий, их классификация.
Социологическое исследование: сущность, методика.
Виды социологического исследования.
Программа конкретного социологического исследования.
Методологический раздел программы конкретного социологического исследования.
Методический раздел программы конкретного социологического исследования.
Проблема, объект и предмет социологического исследования.
Определение целей и задач исследования.
Логический анализ основных понятий.
Гипотезы исследования.
Выборочный метод в социологии.
Виды выборки.
Методы сбора первичной социологической информации: познавательные возможности и границы применения.
Метод опроса.
Метод наблюдения.
Метод анализа документов.
Вопрос как инструмент получения эмпирической информации.
Структура анкеты. Основные требования к разработке анкеты.
Первичное измерение социальных характеристик.

ПОЛИТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Этот курс будет преподаваться с использованием традиционного метода обсуждения лекций. Обучающимся предлагается активное участие в обсуждениях в аудиториях так, чтобы они могли учиться друг у друга и извлекать выгоду из взаимодействия группы.

Аудиторное время включает лекции, семинарские (практические), лабораторные занятия, где проходят обсуждение материала, выполнение различных заданий и упражнений, решение задач.

 

 

На каждой лекции будут представлены и объяснены основные понятия и определения. Запись этих понятий обязательна для каждого обучающегося, т.к. преподаватель не будет предоставлять лекционный материал каждому отдельному обучающемуся.

На семинарских (практических), лабораторныхзанятиях обучающимся будут предлагаться задания для самостоятельного выполнения по темам и опрос лекционного материала. Сдача индивидуальных заданий осуществляется на СРСП.

Если обучающемуся что-либо не понятно, необходимо обратиться за разъяснениями, консультацией к преподавателю дополнительно.

К каждому занятию обучающийся должен готовиться по основной и дополнительной литературе.

Обязанность студентов посещать все занятия и приходить в аудиторию вовремя. Посещение будет проверяться в течении семестра. Освоение пропущенного материала является обязанностью студента.

Студенты своим несоответсвующим поведением не должны мешать преподавателю вести занятие,студентам усваивать учебную программу. Любое поведение, которое мешает выполнению нормальных академических функций, считается неуместным.

· На занятия студенты должны являться вовремя. В случаае опоздания студента более чем на 10 минут, преподаватель имеет право не допускать его к занятию.

· Сотовые телефоны и другие электронные устройства, которые отвлекают и создают помехи в работе аудиторий, должны быть выключены при входе в аудиторию.