Международная ассоциация школ социальной работы

Международная ассоциация школ социальной работы воз­главляется Советом директоров, состоящим из 41 официального лица: 12 из них избираются, а 29 входят в совет по предложениям национальных, региональных и международных организаций. Гене­ральная ассамблея ассоциации избирает состав совета и освобож­денных членов, рассматривает отчеты совета, определяет политику и программу работы ассоциации. Основной деятельностью ассоциа­ции является организация международных форумов по изучению проблем образования в сфере социальной работы. Международный конгресс ассоциации проводится раз в два года — тогда же, когда созываются международные конференции по социальной работе. Распространение информации о тенденциях и путях развития этой работы по всему миру осуществляется благодаря проведению семи­наров, встреч экспертов и публикациям материалов.

Важные функции ассоциации — представлять интересы ее членов в международных и региональных организациях, давать экспертную оценку постановке обучения социальной работе. Со­трудники ассоциации и члены ее совета нередко играют ключе­вую роль в осуществлении программ ООН, работают в ее соци­альной комиссии, являются авторами исследований и отчетов, организаторами семинаров, консультируют правительства и вносят свой вклад в подготовку кадров для программ социального обес­печения. Международной ассоциации школ социальной работы придан статус консультативного органа со стороны ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы и Организации американских госу­дарств.

4.1.4. Перспективы международной системы образования
социальных работников

До середины 60-х годов, для того чтобы наладить деятель­ность школ социальной работы или улучшить этот процесс, в развивающиеся страны были приглашены десятки американских, британских и канадских специалистов в области образования.

В то же время работники образования из США проводили учебные семинары для европейцев и служили наставниками при изучении условий жизни неблагополучных семей и помощи им.


Специалисты из Латинской Америки также освоили североаме­риканский опыт, накопленный при работе с неблагополучными семьями: он был признан более эффективным, нежели патерна­листский, автократический или моралистский подходы, кото­рые прежде использовались в их странах. Стипендии и стажиров­ки, предоставляемые международными агентствами, правитель­ствами разных стран и частными лицами, привлекали социальных работников со всего мира в США, Канаду и Соединенное Коро­левство. Это способствовало интернационализации профессии и распространению солидарности среди преподавателей социальных дисциплин, служило укреплению западного влияния на образо­вание социальных работников в развивающихся странах. Посколь­ку подготовка кадров в сфере социальной работы для этих стран была совершенно новым делом, они воспользовались чужими достижениями, а не стремились изобретать новые модели, струк­туры и формы работы, которые бы лучше соответствовали мест­ным условиям.

С начала 70-х годов Международная ассоциация начала осу­ществлять в ряде развивающихся стран новую программу «экс­периментальных» школ, на примере которых можно было бы пересмотреть программы образования. Главная ее цель — сфор­мулировать принципы обучения, подходящие каждому отдель­ному региону, делая акцент на развитие учебных планов, соот­ветствующих местным условиям. Международные и региональ­ные семинары, запланированные как часть этой программы, со­бирали участников из разных стран для изучения новейших мо­делей обучения социальной работе.

Однако и региональный подход оказался далеко не идеаль­ным. Социальная работа, если она находится в плену местничес­ких интересов, подчиняющих систему образования крайностям национализма, сектантства или какой-то исключительной идео­логии, как показывает практика, не в состоянии долго существо­вать как профессиональная дисциплина. Если местничество пре­обладает в деятельности школ социальной работы, то неизбежно нарастание нелепых, неадекватных методов. Поэтому представля­ется, что наибольший потенциал для будущей системы образова­ния в социальной работе заложен в слиянии местного и мирового опыта и знаний. Именно это отвечало бы в наибольшей степени потребностям каждого человека и всего общества. В 80-х годах на-


чался вселяющий оптимизм процесс — школы социальной рабо­ты, развивающиеся на национальной почве, стали привносить свой вклад, собственный опыт в дело социальной работы во всем мире. Упор, который школы социальной работы в странах «третье­го мира» делают на национальные потребности и местные тради­ции, имеет, безусловно, общемировое значение. Это, естествен­но, только пополняет общую копилку знаний всех школ.

Проделанный анализ постановки образования в области со­циальной работы обнаруживает как сходство, так и различия, имеющиеся в разных странах. Но во всех случаях программы обу­чения социальной работе, независимо от того, как они составле­ны, должны строиться на основе общечеловеческих ценностей, обеспечивать глубокое знание социальных болезней, понимание отношений личности и общества в их взаимодействии и обучать методам эффективной «интервенции» в социальные проблемы.

Распространяя мировой опыт при обучении социальных ра­ботников, следует руководствоваться здравым смыслом, приме­нять разнообразные подходы, использовать плюралистическую концепцию и утверждать ценности, которые характеризуют эту профессию как одну из наиболее гуманных.