Контрольный лист SWOT-анализа (пример)

Показатели оценки Рейтинги (баллы)
Финансы
Структура баланса     (+)    
Рентабельность активов     (+)    
Рентабельность инвестиций     (+)    
Коэффициент реинвестирования         (+)
Производство
Загрузка оборудования (+)        
Производственные мощности   (+)      
Степень износа технологического оборудования     (+)    
Возможности расширения производства       (+)  
Управление
Гибкость организационной структуры (+)        
Степень обеспеченности информацией   (+)      
Наличие современных информационных технологий     (+)    
Профессиональный уровень управленческого персонала       (+)  
Маркетинг
Доля рынка   (+)      
Престиж торговой марки   (+)      
Уровень цен     (+)    
Информационное обеспечение маркетинга     (+)    
Возможности в организации сервиса       (+)  
Наличие постоянной клиентуры   (+)      
Наличие эксклюзивных прав       (+)  
Кадры
Уровень квалификации производственного персонала   (+)      
Уровень квалификации сбытового персонала     (+)    
Расходы на переподготовку     (+)    
Технология
Внедрение инноваций в производство     (+)    
Возможности разработки новых продуктов   (+)      
Возможности ресурсосбережения       (+)  
Экологически чистые технологии       (+)  
Сумма рейтингов:

Методы решения маркетинговых проблем.
Особый интерес с методологической точки зрения представляет поиск вариантов средств достижения цели.
Здесь речь идет о выборе метода, с помощью которого можно в каждом случае эффективно организовать процедуру поиска средств.
Самым простым способом выполнения этого действия является неупорядоченный, случайный поиск (метод «проб и ошибок»). Но хотя он и прост, понятно, что это есть самый неэффективный подход.
В практике известно большое число методов так называемого упорядоченного поиска вариантов решений. Их обзору посвящен ряд работ известных в этой области авторов, таких как Э. Янч , Э. Эйрес, П. Хилл , Дж. Мартино , Дж. Джонс и др.
К числу методов упорядоченного поиска относятся:
Метод контрольных (наводящих) вопросов, предложенный американским психологом Алексом Осборном (1939), включает 99 наводящих вопросов, распределенных между 9 тематическими группами, строго последовательное прохождение, которых позволяет выйти на желаемый вариант решения.
Известный метод «мозговой атаки», принадлежащий тому же автору.
Метод морфологического анализа. Основан на построении многомерных таблиц (матриц), называемых «морфологическими ящиками», по столбцам и строкам которых располагаются перечень возможных состояний элементов объекта и значения основных его характеристик либо общее число комбинаций «характеристика состояние». Применение ящика дает возможность оценивать возможное число вариантов решения.
Метод ассоциации (связи идей) — основан на положении о том, что наблюдая или слушая что-либо в данный Момент, человек одновременно представляет себе что-то другое, в чем-то сходное с воспринимаемым. В результате одна идея вызывает другую. Важно пришедшую в голову идею как можвая забудется и, как часто бывает, «уплывет» насовсем.
Метод эмпатии (аналоги: симпатия, антипатия, апатия) — «вживания в роль». Состоит в том, чтобы представить себя на месте рассматриваемой вещи, устройства, в рассматриваемой ситуации и т.п. Применяется в процессе обучения актеров.
Метод синектики — основан на «свежем взгляде». Подобен методу «мозговой атаки», но предполагает в начале выбор небольшого числа идей (2—3) , которые затем рассматриваются детально с попытками их преобразования. Считается, что умственная деятельность более продуктивна в новой, незнакомой человеку обстановке.
Метод экклектики — соединения несоединимых на первый взгляд элементов.
На практике используется также широкий спектр методов экспертных оценок.
Кроме того, существует обширный перечень научных книг, статей, разработок со сходными названиями типа «теория принятия решений». Среди них выделяются труды, авторами которых в большинстве случаев являются математики, предлагающие различные математические методы, чаще всего методы оптимизации решений. Однако поскольку авторами их выступают математики, поэтому на самом деле в них речь идет не о методах «принятия» решений, а лишь о методах «обоснования» предлагаемых их вариантов. Последнее, конечно, тоже имеет немаловажное значение, но надо правильно понимать смысл, который авторы реально вкладывают в названия такого рода работ.