Анализ конъюнктуры обычно завершается разработкой прогноза её развития.

Предметом прогнозирования в области конъюнктуры являются следующие показатели:

  • объем материального производства
  • объем спроса
  • уровень цен

 

Особенностями конъюнктурного прогноза как научно обоснованного предположения о возможном состоянии рынка в будущем являются:

вероятностность, т.е. нереальность подготовки абсолютно точного прогноза: прогнозирование не в состоянии полностью устранить неопределенность, присущую будущей конъюнктуре, цель прогнозирования заключается в сведении этой неопределенности к возможному минимуму, в получении наиболее надежных и достоверных оценок

альтернативность, т.е. необходимость разработки спектра вариантов возможного развития в зависимости от вступления в силу тех или иных конъюнктурообразующих факторов, а отсюда

неразрывность, повседневность работы по прогнозированию

 

Основные принципыпрогнозирования конъюнктуры:

системность, т.е. максимально возможный учет взаимосвязи конъюнктурообразующих факторов

оптимизация, т.е. анализ взаимосвязи факторов осуществляется на основе логики (не формализуется)

ограниченность в выборе прогнозируемых показателей, определяемому возможностями информационной базы

дисконтирование, т.е. приоритет новой информации по сравнению с устаревшей

избирательность базы для прогнозирования, т.е. в расчет не принимаются данные, характеризующие экстремальную ситуацию на рынке

аналогичность, т.е. сравнение с прогнозами развития “смежных” явлений или рынков.

 

 

Виды прогнозов(в основе классификации - глубина):

1. долгосрочные (на 5-15 лет)

2. среднесрочные (на 1-5 лет)

1 и 2 виды прогнозов - чаще используются для конъюнктурных прогнозов, используемых при разработках стратегий

3. краткосрочные (до 1 года)

- используются при разработке тактики

 

Методы прогнозирования:

экстраполяция(основан на перенесении на прогнозируемый период тенденций предшествующего периода)

экспертные оценки (схож с 1-м, но проводится более серьезный экономический анализ с привлечением специалистов или экспертов, окончательное решение принимается на основе сопоставления и анализа всех подготовленных прогнозов)

математическое моделирование (в основе лежит определение функциональной зависимости между отдельными показателями на основе анализа данных о конъюнктуре за несколько предшествующих лет; эти зависимости выражаются системой уравнений)

механистическое прогнозирования (“чартизм” - от англ. chart - график)(используется для краткосрочного прогнозирования; сущность заключается в использовании графического анализа динамики отдельных экономических показателей для выявления схожих моментов в их поведении с целью последующего прогнозирования движения ; главным образом используется при прогнозировании котировок товарных и фондовых бирж).

 

Содержание и результаты исследований конъюнктуры обобщаются в виде документа под названием “Конъюнктурный обзор”.

Конъюнктурный обзор(примерная схема).

Название разделов Основные освещаемые вопросы
Введение краткая характеристика основных явлений, характерных для рынка в предыдущие 3-5 лет
Производство динамика в предыдущие 3-5 лет, география, развитие НТП, особенности государственного регулирования
Потребление объем и динамика в целом и в распределении по основным потребителям; влияние НТП (появление новых технологий, а также товаров - заменителей) деятельность фирм по совершенствованию ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта) субсидирование потребителей
Запасы движение запасов у производителей, в товаропроизводящей сети, у потребителя зависимость уровня запасов от транспортировки товара размер государственных резервов и их регулирование
Торговля объем и динамика в целом и в распределении по регионам и крупнейшим продавцам доля крупнейших продавцов и покупателей регулирование торговли (тарифными и нетарифными методами) новые формы и методы торговли
Цены выявление всех рядов цен с подробным описанием реквизитов (качества, условий поставки, сроков поставки, упаковки и пр.) выбор ориентира или базисной цены, в наибольшей степени отражающей ситуацию на рынке
Прогноз производство потребление торговля цена

Более подробно о конъюнктуре и её показателях см.:

  1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000.
  2. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: “Ось-89”, 1999.

Исследование конъюнктуры рынка включает 2 основных блока:

  • изучение общехозяйственной конъюнктуры(или анализ общеэкономической ситуации)
  • изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка(исследование спроса (потребителей), исследование предложения, определение тенденций развития рынка)

Для практика, занимающегося реальным производством, наибольший интерес представляет изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка (нефти, цветных металлов, сахара), но конъюнктура отдельного товарного рынка не развивается изолированно, она тесно связана с общехозяйственной (общеэкономической) ситуацией, а иногда в значительной степени определяется ею. Поэтому изучение и прогнозирование конъюнктуры конкретного товарного рынка опирается на результатыанализа общеэкономической ситуации.