Перечень отчетных документов и структура отчета.

Обязательные компоненты дневника-отчета:

1. Расписание уроков в прикрепленных классах, расписание звонков.

2. Список учащихся класса.

3. Индивидуальный план.

4. Дневник практиканта.

5. Исследование и оценка физической подготовленности учащихся класса на основе двигательных тестов.

6. 3 комплекса физкульт-пауз для учащихся прикрепленного класса.

7. Анализ урока физической культуры, проведенного учителем.

8. Хронометраж урока физической культуры, проведенного учителем.

9. Оценка физической нагрузки урока, проведенного учителем на основе регистрации ЧСС.

10. Определение общей и моторной плотности урока, проведенного учителем.

11. Протокол обсуждения одного зачетного урока студента-практиканта.

12. Сценарий и самоанализ спортивного праздника/викторины.

13. Детализированный конспект урока для учащихся прикрепленного класса.

14. Характеристика студента - практиканта (составляется непосредственным руководителем практики, подписывается директором учреждения и заверяется печатью.

15. Отчет практиканта о своей работе по разделам программы практики с выводами и рекомендациями по организации производственной практики. Самооценка уровня развития педагогических способностей.

16. Заключение, заверенное руководством базы практики.

 


Методические рекомендации по оформлению отчетной документации

Приложение 1

3.1. Примерная схема индивидуального плана работы студента

 

Содержание и вид деятельности Срок выполнения (недели) Отметка выполнения
Организационная работа
1. Установочная конференция по практике пробных уроков +
2. Беседа с руководителем образовательного учреждения об истории, традициях, образовательных и воспитательных функциях данного учреждения +
3. Беседа с завучем (методистом) по спортивно-массовой работе о постановке работы по физическому воспитанию и образованию +
4. Беседа с медицинским работником +
5. Изучение программы, документации планирования, учета и отчетности по физическому воспитанию +
7. Знакомство с закрепленными классами +
8. Составление индивидуального плана работы и заполнение дневника студента +
9. Составление поурочного рабочего плана по физической культуре в прикрепленных классах +
10. Составление конспектов уроков по физической культуре, виду спорта или по оздоровительным технологиям в прикрепленных классах + + + + + +
11. Просмотр и анализ уроков ФК, проводимых учителями (тренерами) базы практики + + + +
12. Проведение уроков ФК в качестве помощника учителя ФК + + +
13. Проведение уроков ФК в роли учителя   + + + + +
14. Выполнение педагогических анализов уроков + + + + + +
15. Составление протокола хронометража, показателей ЧСС на уроках ФК + +
16. Подготовка отчетной документации по всем разделам практики + + + + + +
17. Составление отчета по практике +
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа
18. Составление рабочего плана секции по виду спорта +
19. Ведение журнала учета работы секции + + + + + +
20. Составление конспектов и проведение секционных занятий + + + + + +
21. Составление: - положения о соревнованиях; - сценария, программы праздника; - протоколов проведения; - отчета о проведении. + + + + + +
22. Участие в организации и проведении внутришкольных, клубных турниров, городских соревнований + + +  
23. Участие в проведении туристской работы: походы, экскурсии и т.п. + + +  
Воспитательная работа
24. Индивидуальная воспитательная работа с занимающимися + + + + + +
Учебно-исследовательская работа
25. Проведение обследования и определение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся прикрепленных классов   +
26. Самооценка уровня развития педагогических способностей + +

 


Приложение 2

3.2. Хронометрирование урока физической культуры

Общее положение

Хронометраж (учет времени, затраченного на различные виды деятельности). По характеру работы на уроке физической культуры различается несколько видов деятельности учителя и учащихся.

1. Объяснение учителя и показ упражнений.

2. Выполнение учащимися упражнений (в том числе домашних заданий).

3. Ожидание учащимися выполнения очередного задания.

4. Отдых после выполнения упражнения.

5. Построение, переход от одного вида занятий к другому.

6. Подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря.

7. Другие вспомогательные моменты.

Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока (ОП).

Но при проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными. Это может быть опоздание класса к началу урока без уважительных причин, или окончание урока до звонка на 1 и более минут. Подготовка мест занятий и поиска инвентаря на уроке и другие неоправданные потери времени, которые могли быть устранены в результате более оперативных и заранее продуманных действий учителя.

В этом случае затраты времени определяются как «простой» по вине учителя и не входят в показатель (%) общей плотности урока.

Технология хронометрирования урока

Хронометраж ведется от звонка на урок и до звонка с урока.

1. Хронометрирование видов деятельности на уроке требует известного навыка, поэтому перед контрольным уроком рекомендуется ознакомиться с содержанием предстоящего урока и прорепетировать на уроках других учителей, чтобы быть более уверенным в себе и провести все необходимые записи в протокол.

2. До начала урока хронометрист заносит в протокол общие данные об уроке: название класса, номер школы, дату, место проведения, фамилию учителя, задачи урока, количество учащихся по журналу и количество присутствующих на уроке, число учащихся освобожденных от работы на уроке.

3. Для наблюдения избирается один ученик, наиболее добросовестный, средней физической подготовленности. Записывается его фамилия. Для этого до начала урока нужно попросить учителя, чтобы он назвал такого ученика (сообщать ему о том, что за ним будет вестись наблюдение не следует, потому что это может его отвлекать от работы на уроке, что скажется отрицательно на хронометрировании).

4. При себе нужно иметь секундомер, протокол хронометрирования, ручку.

Во время урока подробно заполняются только две графы протокола - «виды деятельности» и «показатели секундомера». В случае необходимости отдельные пояснения о деятельности учащегося, за которым ведется наблюдение, можно кратко внести в графу «Примечание». Остальные графы «Объяснение и показ учителя», «Выполнение упражнений», «Вспомогательные действия», «Отдых», «Простой» заполнятся после урока при обработке протокола. Хронометрист выбирает место для наблюдения таким образом, чтобы учащийся был ему хорошо виден в течение всего урока. Секундомер пускается одновременно со звонком к началу урока и не останавливается до его окончания. Все данные берутся по скользящей стрелке. Окончанием урока считается выход учащегося из зала.

Хронометрирование осуществляется в такой последовательности (см. таблицу 1). Включив секундомер, хронометрист записывает в графе «Виды деятельности» - подготовительная часть и ожидает, когда учащиеся войдут в зал, а затем пишет во второй строке «вход в зал» и против этой записи, в момент начала нового упражнения «построение», отмечает в графе «Показания секундомера» время. Затем на третьей строчке графы «Виды деятельности» записывает следующее задание «построение, рапорт». В момент окончания их выполнения в графу «Показания секундомера» записывается время. Когда учитель приступит к сообщению задач урока, ведущий хронометраж, записывает на следующей строчке графы «Виды деятельности» - «слушал объяснение задач урока» и ждет их окончания, чтобы в этот момент отметить показания секундомера. Далее аналогичным образом записываются и фиксируются остальные упражнения, входящие в подготовительную часть урока. После их окончания в графе «Виды деятельности» записывается «основная часть» и затем в нее вносятся упражнения этой части урока, а в графе «Показатели секундомера» фиксируется время их окончания. Так же заполняется протокол и для заключительной части.

Таким образом, в графу «Виды деятельности» вносятся следующие данные: название частей урока и видов деятельности.

Число подходов по порядку для выполнения одного и того же упражнения проставляется в скобках после его записи. Например, «выполнял прыжок в длину» (I) или «выполнял упражнение» (2). При записи общеразвивающих упражнений форма их не вносится, а упражнения только нумеруются - упр.№1, упр.№2 и т.д. В графу «Показания секундомера» вносится только время окончания предыдущего вида деятельности, которое для последующего служит началом. Записывается оно в момент завершения соответствующего действия.

5. В графу «Примечание» вносятся отдельные краткие пояснения против записи данного упражнения, таки как «пропустил свою очередь», «выполнил не до конца», «вне очереди», «упражнение не проводилось» и т.п. Например, в графе «Виды деятельности» записано «выполнял упражнение, в графе «Примечание» - «вне очереди».

6. По окончании урока проводится обработка протокола хронометрирования и определение плотности урока. Сначала против каждой записи показаний секундомера проставляется (по горизонтали) в графах «Объяснение и показ учителя», «Выполнение упражнений», «Вспомогательные действия», «Отдых», «Простой», время, затраченное на тот или иной вид деятельности. Для этого вычитаются показания секундомера, записанные в момент окончания предыдущего вида деятельности, из показаний секундомера, записанных в момент окончания последующего вида деятельности. Поясним сказанное на примере приведенного протокола хронометрирования.

 

1)«Вход в зал» - 2'00". До этого времени потрачено бесполезно 2'00" -0'00" = 2'00". Это время заносится в графу «Простой»;

2)«Построение, рапорт» - 3'15", «вход в зал» - 2'00". Время, фактически потраченное на построение и рапорт 3'15" - 2'00" = 1'15" и заносится в графу «Вспомогательные действия».

3)«Слушал объяснение задач урока» - 4'10", «построение, рапорт» - 3'15". Время, потраченное учителем на объяснение задач урока 4'10" - 3'15" = 55" и заносится в графу «Объяснение и показ учителя».

7. При обработке прокола время, затраченное на различные виды деятельности, заносится в следующие графы:

«Простой» - опоздание на урок и его преждевременное завершение; перерыв в уроке, вызванный отлучками учителя или недисциплинированностью учащихся; поломка или несвоевременная подготовка инвентаря.

«Выполнение упражнения» - непосредственное выполнение упражнений учащимися.

«Объяснение и показ учителя» - непосредственное слушание учащимися объяснений и указаний учителя, наблюдение за демонстрацией им упражнений.

«Вспомогательные действия» - раздача и сбор мелкого инвентаря, рыхление песка в прыжковых ямах, установка снарядов, перестроения, переход с одного места занятия на другое.

«Отдых» - необходимый отдых после выполнения упражнений, ожидание своей очереди, наблюдение за выполнением упражнений другими учащимися.

8. Затем по каждой графе (по вертикали) подсчитывается сумма времени, использованного на конкретный вид деятельности в каждой части урока и в течение всего урока. Пример: графа «Выполнение упражнений» - подготовительная часть 7'06", основная часть 2'19", заключительная часть 2'52". Итого 12'17".

9. Для того чтобы при следующей обработке результата хронометрирования определить данные различных видов деятельности за урок в процентах, необходимо все указанные показатели, а также общую продолжительность урока - 45 мин. выразить в одних и тех же единицах, например, в секундах. Для этого данные минут надо умножить на 60 и результат сложить с показателями секунд.

Пример:

«Выполнение упражнений» - 12'17" = (12*60) + 17 = 737"

«Вспомогательные действия» - 8'48" = (8*60) + 48 = 528"

«Объяснение и показ учителя» - 9'46" = (9*60) + 46 = 586"

«Отдых» - 12'09" = (12*60) + 09 = 729"

«Простой» - 2'00" - 2*60 = 120"

«Общая продолжительность урока» - 45' = 45*60 = 2700

10. Далее определяется «общая» и «моторная» плотность урока. Чтобы высчитать общую плотность урока необходимо вначале суммировать итоговое время по графам, показывавшим конкретные виды деятельности (без графы «Простой», т.е. определить педагогически оправданные затраты времени на уроке).

Пример: «объяснение и показ учителя» 9'48" + «выполнение упражнения» 12'17" + «вспомогательные действия» 8'46" + «отдых» 12'09" = педагогически оправданные затраты времени на уроке 43'00" (2580").

Затем определяется отношение этой суммы ко всей продолжительности урока и выражается в процентах. Для этого составляется следующая пропорция:

Общая продолжительность урока - 45'00" (2700") -100%

Сумма времени затраченного педагогически оправданно на данном уроке 43'00" (2580") – X

Общая плотность урока - 95,5%.

При педагогически правильном проведении урока физкультуры общая плотность составляет 100%.

11. «Моторная» плотность урока представляет отношение итогового времени графы «Выполнение упражнений» ко всей продолжительности урока и выражается в процентах.

Составляется следующая пропорция:

Общая продолжительность урока - 45' (2700") - 100%

Выполнение упражнений - 12'17" (737") -X

Моторная плотность урока 27,2%.

Моторная плотность урока физкультуры должна быть оптимальной, т.е. в наибольшей степени соответствовать особенностям возраста, пола, физической подготовленности школьников, а также типу урока, методике обучения и воспитания на нем.
Оптимальной считается следующая моторная плотность:

в 1-3 классах 35-39%

4-5 классах 40-49%

6-8 классах 50-60%

9-10 классах до 70%

12. В уроках, где преимущественно проводится обучение новому материалу, много времени затрачивается на показ и объяснение упражнений и поэтому моторная плотность здесь будет меньше. На уроках освоения и закрепления пройденного основное внимание уделяется практическому выполнению заданий. В них моторная плотность будет наивысшей.

В случае необходимости расчет «общей» и «моторной» плотности подготовительной, основной и заключительной части урока, а также процент затрат времени на каждый вид деятельности проводится аналогично вычислению одноименных показателей всего урока. При этом за 100% берется общая продолжительность данной части в этом уроке.

Пример: Определяем моторную плотность

подготовительной части урока - 16'30" (990") - 100%

Выполнение упражнений - 7'06" (426") - X

Моторная плотность подготовительной части равна 43%.