Авторитарно-либеральный режим
М.С.Горбачев. -модернизация рос. общества, означающая его перевод в новое качественное состояние, которое позволило бы России ликвидировать отставание от экономически развитых стран.
Замысел пол. демократизации заключался в отстранении от власти партийных консерваторов и замене командно-административного социализма моделью рыночного демократического социализма. Экономические реформы не удались, а демократизация приобрела неподвластную архитектору перестройки динамику.
В условиях экономического кризиса М.Горбачев пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию пол. с. Перестройка в пол. сфере привела к появлению оппозиции и возрождению многопартийности, зарождению гражд. общества и разделению властей. КПСС
постепенно была оттеснена на вторые позиции в управлении государством. Таким образом, период конца 1980-х - начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность пол. режима второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. однозначно затруднительно. В этот период были проявления как авторитаризма, так и демократии, имели место в пол. практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Среди исследователей преобладает мнение, что ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева.
Соотношение политической системы и политического режима в современной России
Аналитики хар-ют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью гос. и незрелостью гражд. общ.
В рамках рос. П.С.уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) современного П.Р. Чем более институционализирована П.С. тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. В постсоветской России пол. интеграция происходила на уровне режима, а не на уровне П.С.. В то время, как П.С. регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попыток сохранить свою автономию.
Политический режим Б.Ельцина: «авторитарная демократия» (В.Рукавишников), «полудемократия» (Л.Гордон), «российский гибрид» (Л.Шевцова), «фасадная демократия» (Д.Фурман), «электорально-клановый» или «клановая демократия» (А.Лукин) и т. д. П.Р., имел двоякую направленность: стремление к демократии, международной интеграции (вступление в Совет Европы в 1996 г.), менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого. Конституция 1993 установила «дем-кий по форме, но авторитарный по содержанию П.Р.». Так, осуществление власти в совр. России в 1990-х гг. было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
особенности: - гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов; - номинальность разделения властей - законод и испол, центральной и региональной, приводящая к их пол.борьбе за влияние на пол., эконом, социал и иные ресурсы власти; неэффективность гос-ва как основного соц. института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общест. жизни, решить проблемы бедности; сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью; фактическая подконтрольность прав-ва только президенту и его полная зависимость от пол конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства; множественность режимов(частичное соблюдение дем. процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов); концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и крупных собственников, разбогатевших нелегитимными методами, что приводило к использованию криминальных методов гос-управ и хоз. деят-ти; малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию - посредника между властью и обществом; широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит; отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
П,Р.ПутинаВ условиях, когда общество оказалось социально и идеологически расколотым, в качестве основы гос. пол Путиным был избран принцип «социального контракта» - консолидации государства, бизнеса и общества. готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Экономическая программа В.Путина – сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций. Акцент делается на создании условий для высокого уровня жизни в стране. резкое ослабление пол.влияния региональных элит и большого бизнеса; установление прямого или косвенного гос. контроля над главными телеканалами страны;
- постоянно нарастающее по масштабам использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней; фактическая ликвидация системы разделения властей; формирование непубличного стиля политического поведения.А.Соловьев- большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, резкое повышение контроля над его пол активностью и, тем самым, на вытеснение с пол рынка всех сколько-нибудь значимых форм пол протеста.
Недемократические тенденциив П.Р. сов. России В сов России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. Усиление авторитарных тенденций в П.Р. России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону испол власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.Усилению авторитарных тенденций спосоюствуют: распространение терроризма; перманентный рост преступности; природные катаклизмы; этнорегиональные и конфессиональные конфликты; нестабильность ситуации внутри правящих элит;
Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.
Дем. тенденциив П.Р. сов России Власть на федеральном и местном уровне выбираема и сменяема, система разделения властей, свободный и конкурентный рынок в экономике, многообразие форм собственности, независимые СМИ, гарантированы основные права человека, НУЖНЫ: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Вектором развития пол. власти в совр России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации пол конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Социально-политические конфликты в современной России. Природа, источники и причины социально-политических конфликтов в РФ. Структурные элементы конфликтов (участники, предмет конфликтов). Основные классификации конфликтов на территории России. Возникновение и динамика развития этнополитических конфликтов в РФ. Государственная политика РФ в сфере межэтнических отношений. Механизмы и способы урегулирования этнополитических конфликтов в России.