Методика расчета выбросов от автотранспорта
, (5.24)
где M-максимальные выбросы, т/год;
mikb - пробеговый выброс одного загрязняющего вещества грузовыми автомобилями n-ой грузоподъемности (таблица 5.9), г/км;
Ktis- коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс одного загрязняющего вещества.
Для грузовых автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями
КtCO =2,0; KtCH =1,83; KtNO =1,0; KtSO =1,15; KtPb =1,15.
Для автомобилей с дизельными двигателями
КtCO =1,6; KtCH =2,1; KtNO =1,0; KtSO =1,15; KtPb =1,9.
Knis- коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от уровня использования грузоподъемности и пробега (таблица 5.10 и 5.11);
L – суммарный годовой пробег грузовых автомобилей к-ой грузоподъемности по территории склада приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, км. Определяется по формуле 5.25.
,(5.25)
где l – годовой пробег грузовых автомобилей к-ой грузоподъемности по территории склада приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, км (въезд, движение по территории склада, выезд). Определяется по чертежу «Схема движения транспорта. Функциональное зонирование территории».
n - количество машин, необходимых для перевозки заданного объема нефтепродукта.
, (5.26)
где G - валовые выбросы, г/с;
M - максимальные выбросы, т/год.
Таблица 5.9 - Пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении грузовых автомобилей
Грузоподъемность автомобиля, т | Тип двигателя | Пробеговый выброс mikb, г/км | |||||
CO | CH | NO2 | C | SO2 | Pb | ||
0,5-2,0 | Б | 3,4 | 2,6 | 0,13 | 0,019 | ||
2,0-5,0 | Б | 52,6 | 4,7 | 5,1 | 0,16 | 0,023 | |
Г | 26,8 | 2,7 | 5,1 | 0,14 | |||
Д | 2,8 | 1,1 | 8,2 | 0,5 | 0,96 | ||
5,0-8,0 | Б | 73,2 | 5,5 | 9,2 | 0,19 | 0,029 | |
Г | 37,4 | 4,4 | 9,2 | 0,17 | |||
Д | 3,2 | 1,3 | 11,4 | 0,8 | 1,03 | ||
8,0-16,0 | Б | 97,8 | 8,2 | 10,0 | 0,26 | 0,038 | |
Д | 3,9 | 1,6 | 13,4 | 1,0 | 1,28 | ||
Более 16,0 | Д | 4,5 | 1,8 | 16,4 | 1,1 | 1,47 |
Примечание: Б – бензиновый, Д – дизельный, Г – газовый (сжатый газ)
1 Токсичность отработанных газов при работе на сжиженном нефтяном газе принимается равной токсичности отработавших газов при работе двигетеля на бензине, выбросы свинца отсутствуют.
2 Выбросы свинца рассчитываются только при использовании этилированного бензина.
Таблица 5.10 - Значения Knis для грузовых автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями
Загрязняющее вещество | Коэффициент использования грузоподъем-ности, g | Значения Knis в зависимости от коэффициента использования пробега, b | ||||||
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | ||
CO | <0,2 | 0,52 | 0,53 | 0,54 | 0,55 | 0,56 | 0,57 | 0,58 |
0,2-0,4 | 0,56 | 0,58 | 0,61 | 0,63 | 0,65 | 0,67 | 0,70 | |
0,4-0,6 | 0,60 | 0,63 | 0,67 | 0,70 | 0,73 | 0,77 | 0,80 |
Продолжение таблицы 5.10
СО | 0,6-0,8 | 0,64 | 0,68 | 0,73 | 0,77 | 0,81 | 0,86 | 0,90 |
0,8-1,0 | 0,68 | 0,73 | 0,79 | 0,84 | 0,89 | 0,95 | 1,00 | |
СН | <0,2 | 0,80 | 0,81 | 0,81 | 0,82 | 0,82 | 0,83 | 0,84 |
0,2-0,4 | 0,81 | 0,83 | 0,93 | 0,85 | 0,86 | 0,86 | 0,88 | |
0,4-0,6 | 0,83 | 0,85 | 0,86 | 0,88 | 0,89 | 0,90 | 0,92 | |
0,6-0,8 | 0,85 | 0,87 | 0,88 | 0,91 | 0,92 | 0,94 | 0,96 | |
0,8-1,0 | 0,87 | 0,89 | 0,91 | 0,94 | 0,96 | 0,98 | 1,00 | |
NO2 | <0,2 | 0,48 | 0,50 | 0,51 | 0,52 | 0,53 | 0,54 | 0,56 |
0,2-0,4 | 0,53 | 0,56 | 0,58 | 0,60 | 0,62 | 0,64 | 0,67 | |
0,4-0,6 | 0,57 | 0,61 | 0,64 | 0,68 | 0,71 | 0,74 | 0,78 | |
0,6-0,8 | 0,62 | 0,67 | 0,71 | 0,76 | 0,80 | 0,84 | 0,89 | |
0,8-1,0 | 0,67 | 0,72 | 0,78 | 0,83 | 0,89 | 0,94 | 1,00 | |
SO2 | <0,2 | 1,02 | 1,03 | 1,03 | 1,04 | 1,04 | 1,05 | 1,05 |
0,2-0,4 | 1,06 | 1,08 | 1,10 | 1,11 | 1,13 | 1,15 | 1,16 | |
0,4-0,6 | 1,11 | 1,14 | 1,16 | 1,19 | 1,22 | 1,24 | 1,27 | |
0,6-0,8 | 1,15 | 1,19 | 1,23 | 1,27 | 1,30 | 1,34 | 1,38 | |
0,8-1,0 | 1,20 | 1,24 | 1,29 | 1,34 | 1,39 | 1,44 | 1,49 | |
Pb | <0,2 | 1,02 | 1,03 | 1,03 | 1,04 | 1,04 | 1,05 | 1,00 |
0,2-0,4 | 1,06 | 1,08 | 1,10 | 1,11 | 1,13 | 1,15 | 1,16 | |
0,4-0,6 | 1,11 | 1,14 | 1,16 | 1,19 | 1,22 | 1,24 | 1,27 | |
0,6-0,8 | 1,15 | 1,19 | 1,23 | 1,27 | 1,30 | 1,34 | 1,38 | |
0,8-1,0 | 1,20 | 1,24 | 1,29 | 1,34 | 1,39 | 1,44 | 1,49 |
Таблица 5.11 - Значения Knis для грузовых автомобилей с дизелем
Загрязняющее вещество | Коэффициент использования грузоподъемности, g | Значения Knis в зависимости от коэффициента использования пробега, b | ||||||
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | ||
CO | <0,2 | 0,51 | 0,52 | 0,53 | 0,54 | 0,55 | 0,56 | 0,57 |
0,2-0,4 | 0,55 | 0,57 | 0,60 | 0,62 | 0,64 | 0,66 | 0,68 | |
0,4-0,6 | 0,60 | 0,63 | 0,66 | 0,69 | 0,72 | 0,76 | 0,78 | |
0,6-0,8 | 0,64 | 0,68 | 0,72 | 0,77 | 0,81 | 0,86 | 0,89 | |
0,8-1,0 | 0,68 | 0,73 | 0,79 | 0,84 | 0,89 | 0,96 | 1,00 | |
CH | <0,2 | 0,63 | 0,64 | 0,65 | 0,66 | 0,67 | 0,67 | 0,68 |
0,2-0,4 | 0,66 | 0,68 | 0,70 | 0,71 | 0,73 | 0,74 | 0,76 | |
0,4-0,6 | 0,70 | 0,72 | 0,74 | 0,76 | 0,79 | 0,81 | 0,84 | |
0,6-0,8 | 0,73 | 0,76 | 0,79 | 0,82 | 0,85 | 0,88 | 0,92 | |
0,8-1,0 | 0,76 | 0,80 | 0,84 | 0,88 | 0,91 | 0,95 | 1,00 |
Продолжение таблицы 5.11
NO2 | <0,2 | 0,75 | 0,75 | 0,76 | 0,76 | 0,76 | 0,77 | 0,77 |
0,2-0,4 | 0,77 | 0,77 | 0,78 | 0,79 | 0,79 | 0,80 | 0,81 | |
0,4-0,6 | 0,79 | 0,80 | 0,82 | 0,83 | 0,84 | 0,85 | 0,87 | |
0,6-0,8 | 0,81 | 0,82 | 0,84 | 0,87 | 0,89 | 0,91 | 0,93 | |
0,8-1,0 | 0,83 | 0,86 | 0,89 | 0,92 | 0,94 | 0,97 | 1,00 | |
С | <0,2 | 0,25 | 0,35 | 0,36 | 0,36 | 0,36 | 0,37 | 0,38 |
0,2-0,4 | 0,38 | 0,39 | 0,40 | 0,41 | 0,42 | 0,43 | 0,44 | |
0,4-0,6 | 0,43 | 0,46 | 0,49 | 0,51 | 0,53 | 0,56 | 0,58 | |
0,6-0,8 | 0,50 | 0,54 | 0,58 | 0,63 | 0,67 | 0,71 | 0,75 | |
0,8-1,0 | 0,60 | 0,66 | 0,73 | 0,80 | 0,86 | 0,93 | 1,00 | |
SO2 | <0,2 | 1,02 | 1,03 | 1,04 | 1,04 | 1,05 | 1,05 | 1,06 |
0,2-0,4 | 1,07 | 1,09 | 1,10 | 1,12 | 1,14 | 1,16 | 1,18 | |
0,4-0,6 | 1,12 | 1,15 | 1,18 | 1,20 | 1,23 | 1,26 | 1,29 | |
0,6-0,8 | 1,16 | 1,20 | 1,25 | 1,29 | 1,33 | 1,37 | 1,41 | |
0,8-1,0 | 1,21 | 1,26 | 1,32 | 1,37 | 1,42 | 1,48 | 1,53 |
Примечание к таблицам 5.10 и 5.11:
1 При отсутствии данных о фактических значениях g, b принимается:
- для городских перевозок и перевозок сельскохозяйственных грузов g=0,6-0,8; b=0,5.
2 Выбросы свинца рассчитываются только при использовании этилированного бензина.
Результаты расчетов выбросов от автотранспорта сводятся в таблицу 5.12.
Таблица 5.12 – Сводная таблица результатов расчета выбросов от автотранспорта
Виды топлива | CO | CH | NO2 | SO2 | ||||
т/г | г/с | т/г | г/с | т/г | г/с | т/г | г/с | |
Осенне-зимний период | ||||||||
Бензин | ||||||||
Дизтопливо | ||||||||
Мазут | ||||||||
Весенне-летний период | ||||||||
Бензин | ||||||||
Дизтопливо | ||||||||
Мазут | ||||||||
Итого за о-з период | ||||||||
Итого за в-л период |
Вопросы для самопроверки
1 Перечислите основные задачи разработки подраздела «Охрана воздушного бассейна района расположения объекта от загрязнения».
2 В соответствии с какими документами разрабатывается данный подраздел?
3 Какие основные вопросы необходимо разработать в подразделе «Охрана воздушного бассейна района расположения объекта от загрязнения»?
4 На основании чего устанавливается размер санитарно-защитной зоны?
5 Что подразумевается под «зоной влияния» проектируемого объекта?
6 Что подразумевается под «зоной воздействия» проектируемого объекта?
7 Перечислите основные группы мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
8 Как рассчитываются выбросы вредных веществ от резервуаров хранения?
9 Как производится расчет выбросов от автотранспорта?
10 Как производится расчет максимальных приземных концентраций нефтепродуктов по компонентам при неблагоприятных метеорологических условиях?
Список использованной литературы
1 Федеральный закон от 4.05.1999г «Об охране атмосферного воздуха»;
2 Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды»;
3 СанПиН 2.2.1./2.1.1. 1031-01. «Санитарно-защитные зоны. Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
4 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86;
5 И.И. Греков. Нормирование и регулирование выбросов вредных веществ в воздушный бассейн и водные объекты. Учебное пособие. / И.И. Греков, Г.Б. Зинюхин - 2000 г.