Социальная база политических партий.
Социальная база политической партии условно может быть представлена трехуровневой:
Основой состав членов партии.
Сторонники, имеющие представления о целях и программе партии, симпатизирующие ее федеральным и/или региональным лидерам.
Электорат партии.
Единая Россия - Количество членов: 2 055 602
Подавляющее большинство губернаторов являются членами «Единой России».
4 % членов партии- это предприниматели, примерно столько же партийцев трудятся в сфере искусства, 8 % — в здравоохранении, в образовании работают 21,2 %, в промышленности — 20,9 %, 26 % — пенсионеры, студенты и временно не работающие, и только 13,2 % — состоят на госслужбе и работают в органах власти.
Справедливая Россия - Количество членов:409 374
ЛДПР - Количество членов:185 573
КПРФ - Количество членов:152 926
Лишь немногие партии из числа существующих в России имеют социальную базу, т.е. те слои населения, интересы которых выражают. Большая часть партий выражает только свои собственные интересы и потому имеет вместо социальной базы электорат, т.е. то население, которое склонно на выборах голосовать за эту партию. Несмотря на довольно длительный срок существования многопартийности в нашей стране, большинство народа еще не научилось бороться за свои интересы в виде активной политической деятельности и потому политически проявляет себя в основном во время выборов.
«Единая Россия» Электорат партии власти, т.е. «Единой России»максимально близок к портрету «среднестатистического избирателя». Тем не менее в этом электорате есть набор значимых особенностей: • Женщины оказывают большую поддержку «Единой России», чем мужчины • С возрастом поддержка «Единой России» имеет тенденцию к линейному снижению • Поддержка «Единой России» среди граждан с высшим образованием несколько ниже средней • За «Единую Россию» более охотно голосуют наиболее и наименее обеспеченные слои населения. • Максимальных значений поддержка «Единой России» достигает на селе, а труднее всего этой партии «дается» крупный город. Таким образом, «Единая Россия» наиболее уверенно обретает поддержку у более конформистских, патерналистски настроенных страт населения (женщины, сельские жители, малообеспеченные), а также среди очевидных «выигравших от реформ» (зажиточные граждане).
КПРФ В электорате КПРФнаиболее выраженной социально-демографической особенностью является линейное возрастание поддержки партии с возрастом избирателя. Практически две трети нынешнего электората КПРФ — граждане не моложе 55 лет. Другие социально-демографические особенности — высокая поддержка среди малообеспеченных слоев и лиц без полного среднего образования. С гендерной точки зрения за КПРФ активнее голосуют мужчины, чем женщины.
ЛДПР В электорате ЛДПРс возрастом поддержка партии убывает. На сторону ЛДПР встают такие «социальные типы», как: • молодые люди, зачастую — студенты, привлеченные яркой риторикой В. Жириновского; • мужчины среднего возраста; • занятые в частном бизнесе.
«Справедливая Россия» Электорат «Справедливой России»поддается анализу с большим трудом. Очевидно, что он имеет черты сходства как с электоратом КПРФ, так и «Единой России». У «Справедливой России» высока поддержка в старших возрастных группах, но, по данным Левада-Центра, там несколько больше лиц среднего и предпенсионного возраста и меньше собственно пенсионеров; за «Справедливую Россию» также голосуют преимущественно небогатые люди, но, скорее, со средне-низким, а не низким доходом.