Анализ выпуска продукции по ассортименту. Анализ структуры производства продукции
Цель анализа — выработка рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл 18.6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .
Коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции.
Коэффициент структурной активности:
Кстрмкт= (0,3066-0,3595)2 + (0,3372-0,3495)2 + (0,1927-0,1712)2 + (0,1635-0,1198)2 =0,13,
где — изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за иссле дуемый период;
п — число номенклатурных групп (видов) продукции.
Таблица 3-Данные об изменении ассортимента и структуры продукции
Изделие | Объем производства продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. | Темп роста, % | Структура производства, % | ||
to | t1 | to | t1 | ||
А | 28 800 | 25 200 | 87,5 | 35,95 | 30,66 |
В | 33 600 | 33 264 | 99,0 | 34,95 | 33,72 |
С | 19 200 | 22 176 | 115,5 | 17,12 | 19,27 |
D | 14 400 | 20 160 | 140,0 | 11,98 | 16,35 |
Итого | 96 000 | 100 800 | 105,0 |
Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Цстр) за счет структуры (табл. 18.8):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.