ГЛАВА 1. О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ

 

В философском плане системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход, по мнению В.Н.Садовского, «…представляет самостоятельную и, как показывает опыт, весьма перспективную стратегию развития современного научного знания» [1.1].

А.И.Уемов называет системный подход методом системологии, а системные теории – результатами применения этого метода [1.2].

И.В.Блауберг и Э.Г.Юдин, рассматривая становление и сущность системного подхода, делают важное замечание о том, что попытки его «прямой» реализации, минуя разработку специализированных методов, являются малоперспективными [1.3].

Правильность данного утверждения подтверждается ограниченностью использования системного подхода в области образования.

По мнению А.Н.Аверьянова, системное познание и преобразование мира предполагает [1.4]:

1. Рассмотрение объекта (теоретической и практической) деятельности как системы, т.е. как отграниченного множества взаимосвязанных элементов.

2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними.

3. Выявление внешних связей системы, выделение из них главных.

4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.

5. Анализ диалектики структуры и функции системы.

6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

С точки зрения Э.Г.Юдина, специфика системного исследования обнаруживается в следующих моментах [1.5]:

- при исследовании и объекта как системы описание

элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку элемент описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом;

- один и тот же «материал», субстрат выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения. Одним из проявлений этого является иерархические строения систем. Одной из форм реализации взаимосвязи различных уровней (плоскостей) системного объекта является управление;

- исследование системы оказывается, как правило, неотделимо от исследования условий ее существования;

- специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого;

- как правило, в системном исследовании оказываются недостаточными чисто причинные (в узком смысле этого слова) объяснения функционирования и развития объекта, в частности, для большинства классов систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения, а целесообразное поведение не всегда может быть уложено в рамки причинно-следственной схемы;

- источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе, поскольку это связано с целесообразным характером поведения систем, существенная черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами. С этим связана и другая особенность, присущая многим системным исследованиям: в этих исследованиях нередко приходится обязательно допускать наличие у системы (или ее элементов) некоторого множества индивидуальных характеристики и степеней свободы.

Системный подход, по словам З.А.Решетовой, в современной науке изменяет способы производства теоретического знания, схему познавательного движения в объекте, по-новому открывая предмет исследования и способ его описания; изменяет структуру знания о предмете, понятийный строй науки и стиль научного мышления. Представления о системности становятся важнейшим

аспектом фундаментальных научных теорий и всего научного

миропонимания [1.6].

В работе [1.7] системный подход представлен как методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов.

К числу важных задач системного подхода относятся [1.7]:

1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;

2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем;

3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В философии под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целость, единство [1.8].

В работе М.Сарыбекова и М.Сыдыкназарова система [гр. sistema – целое, составленное из частей] определяется как:

1) нечто целое, сложное, единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом; совокупность, способная делиться на подсистемы;

2) выделенное на основе определенных упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [1.9].

По мнению В.Г.Афанасьева, системы конструируются человеком именно тогда, когда возникает проблемная ситуация (противоречие между возникшими потребностями и отсутствием готовых средств их удовлетворения). Это противоречие рождает цель, а цель требует средств ее достижения. Система во всем многообразии ее аспектов, и является воплощением единства цели и средства. Она средство решения проблемы [1.10].

Система представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели [1.11; 11, 12].

Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель

реализовать. То есть в данном случае система рассматривается нами как средство для достижения целей обучения. В соответствии с поставленной целью, формируется структура системы, в качестве компонентов которой чаще всего используются: субъекты, содержание, методы, формы и средства обучения. Иллюстрация сказанного показана на рис.1.1.

 

Система

  Компонент 1 Компонент 2 Компонент 3 . . . Компонент n
n
n

 

 


Как средство достижения цели

и решения поставленных задач

 

Рис.1.1. К конструированию концептуальной модели системы

как средства достижения цели и решения поставленных задач

 

Ф.И.Перегудовым и Ф.П.Тарасенко предложены два определения системы: 1) как средства достижения цели, средства решения проблем; 2) как совокупности взаимосвязанных элементов, обособленной от среды и взаимодействующей с ней как целое [1.13].

Классификация систем может быть осуществлена разным основаниям. В целом системы могут быть поделены на реальные (объективные, материальные) и идеальные (абстрактные, концептуальные). В соответствии с классификацией систем, представленной в работе А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашковой [1.14]

системы:

в зависимости от своего происхождения делятся на естественные (являющиеся продуктом развития природы и возникшие без вмешательства человека) и искусственные (являющиеся продуктом человеческого труда и ума) системы;

в зависимости от характера взаимодействия с окружающей средой подразделяются на открытые (взаимодействующие со средой путем обмена веществом, энергией или информацией) и закрытые (не взаимодействующие со средой) системы;

в зависимости от изменчивости во времени системы делятся на статические (при исследовании которых можно пренебречь изменениями во времени характеристик их существенных свойств или (иначе говоря) рассматривать их как системы с одним состоянием) и динамические (изменяющиеся во времени) системы;

в зависимости от степени влияния на систему случайных факторов системы делятся на детерминированные (на которую не влияют случайные воздействия, ее поведение полностью предсказуемо) и стохастические (на которую влияют случайные воздействия) системы.

Один из вариантов подобной классификации показан на рис. 1.2[1.12].

Как считают А.И.Пушкарь и Л.В.Потрашкова, для того, чтобы понять, является ли рассматриваемая совокупность объектов системой, нужно ответить на вопрос, является ли набор элементов и связей необходимым и достаточным для выполнения системой свой функции, для достижения системы свой цели [1.14].

В дальнейшем мы будем придерживаться точки зрения указанных выше авторов.

Примером целенаправленной системы является педагогический процесс. И.П.Подласый выделяет в данной системе целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Доминирующими функциями данной системы являются обучение, воспитание и развитие обучающихся [1.15].

По мнению Ю.В.Сорокопуда, структура педагогического процесса, как в средней, так и в высшей школе остается неизменной: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы [1.16].

Системы
Материальные (реальные)
Абстрактные
Естествен-ные
Искусст- венные
Генерали- зующие
Непосредствен-ного отражения
 
 

 

 


Рис.1.2. Классификационная схема систем

(по природе и назначению) [1.12]

 

 

В качестве целенаправленной системы можно назвать также педагогическую систему, под которой, например, В.П.Беспалько понимает определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По его мнению, структура любой педагогической системы представляется следующей взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов: 1 - учащиеся; 2- цели воспитания (общие и частные); 3 - содержание воспитания; 4 - процессы воспитания (собственно

воспитания и обучения); 5 - учителя (или ТСО – технические средства обучения); 6 - организационные формы воспитательной

работы [1.17].

В работе [1.18] В.П.Беспалько графически показывает функционирование педагогической системы в рамках кибернетической модели «вход-процесс-выход» (рис.1.3). Позже в работе [1.17] В.П.Беспалько на основе рис.1.3 раскрывает состав педагогической системы (рис.1.4).

Для сравнения на рис.1.5 показана широко используемая (но не всегда обоснованно) модель кибернетической системы «вход-процесс-выход».

Нашими исследованиями выявлено, что указанные на рис.1.3 и рис.1.5 система «вход-процесс-выход» для изучения социальных систем (тем более педагогических) не пригодна.

По мнению А.Г.Кузнецовой, главными условиями продуктивного использования кибернетических методов в системных исследованиях педагогических объектов можно считать [1.19]:

1) понимание того, что полученное «кибернетическое изображение» педагогического объекта – лишь один его «срез», отражающий информационно-управленческие связи и не отражающий все иные, не менее, а в плане специфики объекта, и более важные связи;

2) понимание того, что получение кибернетического описания педагогического объекта, следовательно, является только одним из целого ряда шагов системно-педагогического исследования;

3) осознание необходимости специальной интерпретации результатов применения кибернетических методов в педагогическом контексте;

4) понимание того, что полученное кибернетическими средствами изображение педагогического объекта – только теоретическая, условная, ограниченная модель, от которой до реального объекта – дистанция огромного размера.

Подобно замечание в полной мере касается политологии, в которой в качестве доминирующего метода системного исследования политической действительности используется показанная на рис.1.3 кибернетическая система «вход-процесс-выход».

Социальный заказ

 


Педагогическая система
Вход Выход

Абитуриент Специалист

 

Рис.1.3. Функционирование педагогической системы [1.18]

 

 

Общественно-государственный заказ

 
2. Цели обучения и воспитания   1. Учащиеся   3. Содержание обучения и воспитания
4.Дидактические процессы   5. Учителя или ТСО 6. Организацион- ные формы
 
 

 

 


7. Дидактическая задача 8. Технология обучения

 

Рис.1.4. Педагогическая система [1.17]

 

Внешняя среда

 


Процесс
Вход Выход

 

 


Обратная связь

 

Рис.1.5. Модель системы «вход-процесс-выход»

 

Как считает В.Е.Хиценко, «тривиальная схема «вход-выход», применяемая к сложным системам, выглядит порой неэтично. …Разумеется, существуют простые системы, для которых описание по схеме «вход-выход» вполне приемлемо» [1.20].

И.П.Подласый к компонентам системы, в которой протекает педагогический процесс, относит педагогов, воспитуемых и условия воспитания. В данном случае педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. По его мнению, систему образуют целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты [1.15].

Определяя педагогическую систему как совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает высокую степень организации процесса учения, проявляющуюся в повышении его эффективности, А.П.Ковалев предлагает ее структуру, включающую следующие компоненты [1.21]: совокупность людей, принимающих участие в процессе учения; накопленные обществом знания (общественная культура) - предмет учения; множество семиотических структур (языков), с помощью которых производится кодирование и накопление информации; совокупность людей, делающих научные знания доступными, выполняющих функции популяризации; компоненты управления (программы, учебники, пособия и т.д.); способы достижения цели - средства, формы, методы педагогического воздействия; педагоги.

В.Оконь к основным составляющим системы обучения относит [1.22]: преподавателей, их компетенцию, методы работы, увлеченность; обучающиеся, их потребности, мотивацию и методы работы; содержание обучения, его селекцию и систематизацию, способы проверки полученных результатов; среду обучения.

По мнению С.И.Архангельского, учебный процесс представляет собой большую, сложную, открытую динамическую систему, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений и связей. Главное отличие системы учебного процесса от всех иных систем в том, что она полифункциональна и ее функционирование происходит на основе внутренних психических процессов обучающихся и преподавателей. К ведущим компонентам системы учебного процесса С.И.Архангельский относит: содержание обучения; учебную и научную деятельность преподавателей; средства обучения; формы и методы обучения; учебную работу субъектов[1.23].

Одним из центральных моментов в технологии обучения является системная организация учебного процесса. Системный подход к учебному процессу обуславливает его технологичность. Не менее важной является проблема системной организации деятельности всех субъектов образовательного процесса и системы образования в целом.

С точки зрения задач формирования умений и навыков системного мышления необходима, во-первых, реализация в учебном процессе системного подхода, во-вторых, системная организация деятельности субъектов обучения. В этом случае субъекты должны иметь соответствующие системные представления, умения и навыки системного мышления и системного подхода в осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической, профессиональной и иной деятельности.

В этой связи системный подход определяется нами как направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем и системная организация деятельности людей.

На рис.1.5 представлена общая схема реализации системного подхода к конструированию и реализации интегрированной системы педагогического процесса как системы, где:

● Цель (цели) и задачи педагогического процесса;

Основные компоненты модели интегрированной системы педагогического процесса:

● Педагогический процесс как система, включающая:

принципы, содержание, методы, средства и формы обучения;

деятельность преподавания и деятельность учения;

● Условия организации и реализации педагогического процесса, педагогические условия формирования знаний, умений и навыков системного подхода и т.д.;

● Управление педагогическим процессом; управляющие

 

 

Реализация целей и задач обучения, воспитания, развития  
Цели: задачи
Педагогичес-кий процесс как система   Компоненты  
Область актуальных знаний  
Программы обеспечения    
Деятельность преподавания
Деятельность учения
Условия
Управление
Изменение состояния субъектов обучения и компонентов интегрированной системы педагогического процесса
Модель интегрированной системы ПП
Влияющие факторы Внешняя среда
Мониторинг

 

 


 

Результаты  

 

 


 

 

Рис.1.5. Модель реализации системного подхода

к конструированию и реализации интегрированной системы педагогического процесса

 

функции учебника; технические средства обучения, самоуправление обучающегося (самоуправление познавательной деятельностью, самоорганизация, самоконтроль, самооценка и т.д.);

● Область актуальных знаний, используемая для успешной реализации педагогического процесса, цели и задач обучения, воспитания и развития обучающихся и т.п.;

● Программы обеспечения педагогического процесса (стандарты в области образования, учебно-образовательные программы, программы воспитания и развития обучающихся и т.д.);

● Процесс и этапы реализации целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся;

● Процесс изменения состояния субъектов интегрированной системы педагогического процесса (педагогов и обучающихся) и компонентов интегрированной системы педагогического процесса;

● Мониторинг педагогического процесса, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся и т.д.;

● Диагностика состояния участников учебного процесса;

● Влияющие (внешние и внутренние, объективные и субъективные, положительные и отрицательные) факторы, последствия воздействия влияющих факторов;

● Влияние внешней (политической, экономической, социальной и иной) среды;

● Результаты: реализации педагогического процесса, изменения состояния субъектов обучения, достижения целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся, иные результаты;

● Обратная связь, служащая: совершенствованию компонентов интегрированной системы педагогического процесса, уточнению и реализации целей и задач обучения, воспитания и развития обучающихся.

Для изучения и усвоения учебного материала (в данном случае – учебника) в самом общем виде процедура реализации системного подхода имеет следующее содержание:

- от принятого решения к организации учебного процесса на основе системного подхода, системной организации деятельности всех участников образовательного процесса с целью опережающего формирования у них и целенаправленной реализации в познавательной и иной учебной деятельности системных представлений, умений и навыков системного мышления и системного подхода;

- от поставленной цели (обучения и развития) к системному структурированию, изучению и представлению (в свернутой форме)информации о рассматриваемом объекте (учебном материале, учебнике и его компонентах);

- от выявленной информации, ее синтеза и обобщения к конструированию концептуальной модели системы изучаемого объекта как средства достижения поставленной цели;

- от сконструированной системы к разработке целевых программ и программ обеспечения функционирования данной системы и ее компонентов;

- от реализации системы и целевых программ к достижению поставленной цели.

С точки зрения системного подхода учебник может быть рассмотрен как целостная информационная система, представляющая содержание обучения в виде конкретного учебного материала. Состоящий из множества взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью обучения, учебный материал, по мнению Т.А.Ильиной, представляет собой объект, обладающий всеми свойствами системы и, следовательно, может рассматриваться как система [1.24].

Для формирования умений и навыков системного мышления, обучающиеся должны осуществлять деятельность, определенная часть которой связана с освоением и реализацией системных методов и технологий обучения. Задача формирования компетентности в области системного подхода предполагает:

усвоение основных положений и понятий общей теории систем и системного подхода;

формирование определенных знаний в области системологиии теории систем;

усвоение средств реализации системного подхода (включая системные методы и технологии) в познавательной, научной, практической и иной деятельности;

формирование знаний, умений и навыков конструирования

концептуальных моделей систем изучаемых объектов, системного структурирования, изучения и представления (в свернутой форме) информации о рассматриваемых объектах окружающей действительности;

реализация системного подхода в осуществляемой и предстоящей деятельности;

формирование умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности.

Ниже представлены базовые понятия системного подхода:

Системные исследования -это исследование объектов именно с системной точки зрения, исследования их как систем [1.2].

Принцип системности - принцип исследования реальных и идеальных объектов, предполагающий их представление в форме систем. Следование данному принципу требует выделять элементы исследуемой системы, выявлять и изучать связи между элементами, представлять знания о выявленных связях в форме модели с последующим её использованием для синтеза новых объектов, обладающих желаемыми свойствами.

Объект - все то, на что направлена человеческая деятельность. Все то, что мы воспринимаем как нечто целое, реально существующее, или возникающее в нашем сознании и обладающее определенными свойствами.

Модель - это идеальная конструкция, образ, отображение оригинала, объекта анализа, построенное средствами мышления, сознания.

Системный подход – направление методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системное мышление – опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности

человека.

Система –1) нечто целое, сложное, единство, объединяющее множество элементов, связанных друг с другом;

2) выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

Системный метод - способ познания, заключающийся в исследовании системы, связей ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее компонентов.

Система менеджмента - система для разработки политики и целей, разработка и принятие необходимых управленческих оптимальных решений для достижения этих целей.

Система обработки информации - совокупность средств и методов получения и преобразования информации, позволяющая на основе исходного массива данных получить совокупность выходных показателей, необходимых для анализа, контроля, планирования, управления.

Надсистема - окружающая систему среда, в которой функционирует система.

Структура системы - состав элементов (компонентов, подсистем), относительно устойчивых связей и отношений между ними, специально упорядоченных и организованных для функционирования системы и достижения поставленной цели.

Связь -все то, что объединяет компоненты системы, обусловливает их взаимодействие и дает возможность их функционированию для достижения цели и решения поставленных задач, воздействия на объекты внешней среды, самосовершенствования и развития системы.

Функция системы - активность, жизнедеятельность системы и ее компонентов (подсистем, частей, элементов), свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект внешней среды для достижения поставленной связи.

Внешняя среда - совокупность элементов внешней по отношению к системе окружающей действительности, не входящих в структуру системы, взаимодействующих с ней, оказывающих или

способных оказать на нее своей воздействие и на которые может

оказать воздействие данная система;

Обратная связь - информация о состоянии и поведении рассматриваемых объектов окружающей действительности, в результате их взаимодействия, а также воздействия на них, в том числе со стороны системы и ее компонентов или каких-либо факторов.

Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов управления (целей, структуры, задач, функций, методов, кадров, обеспечивающих подсистем и т.д.), взаимодействующих между собой и воздействующих на объекты внешней среды с целью достижения целей и решения поставленных задач управления.

Эмерджентность - характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом, что обусловливает наличие в системе новых агрегатированных свойств.

Фактор:

1) причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер его характер или отдельные черты;

2) явление или процесс, «способные» изменить состояние изучаемого объекта.

Условие:

1) обстоятельство или процесс, от которого что-нибудь зависит;

2) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь.